Восточный новый год: 5 февраля пора привлекать удачу по-китайски!

Именно сегодня по восточному календарю Год Собаки сменится на тот самый Год Обезьяны, который мы в России отметили уже месяц назад.

Что такое на самом деле Китайский новый год, мы попросили рассказать человека, уже не раз встречал этот праздник в самом что ни на есть настоящем Китае.

Наш земляк, вологжанин Евгений Демидов живет и работает в Шеньчжэне - небольшом, по китайским меркам, городке (население «всего-то» 14 миллионов), расположенном на юге Китая, неподалеку от Гонконга. Раньше это была небольшая рыбацкая деревушка (тысяч на 70 жителей). Но в начале 80-х годов прошлого века деревушка получила статус особой экономической зоны и с тех пор только растет и хорошеет.

- Когда приезжаешь в Россию, сразу бросается в глаза, какие люди на улицах серьезные, все «загруженные» своими проблемами, - делиться впечатлениями от своих путешествий Евгений. – В Шеньчжене не так, там люди уже привыкли, что жизнь с каждым годом становиться только лучше, поэтому р встретить на улицах радостных, улыбающихся людей можно куда как чаще.
Шеньчжэнь – город молодой, промышленный и университетский. Причем Шеньжэньский университет здорово напоминает коробку с отломанными стенами. Угадайте, зачем городить в стенах здания огромные бреши? Оказывается – на полном серьезе – чтобы стихийные духи-драконы могли свободно курсировать сквозь стены здания!

- Причем я совершенно не шучу! – уверяет Евгений, - Китайцы, при всем высоком уровне развития науки и технологий убеждены, что таким образом духи воздуха принесут удачу и университету, и учащимся в нем студентам, и всему развитию китайской науки в целом…

В Рождество – по-европейски


Разумеется, привлечению удачи посвящено в Китае и празднование Нового года. Причем, начинают его китайцы отмечать задолго до наступления восточного года Обезьяны – с 1 января, как и мы.

- В этой части Китая в свое время было сильно влияние голландских колонизаторов, - говорит путешественник. – Ну, а там где колонизаторы – там же и христианские миссионеры.
И новый год, и Рождество отмечаются с привычным европейским размахом. На улицах даже ставят искусственные елки и рождественские вертепы - небольшие кукольные пещеры с младенцем Христом в люльке, Девой Марией, Иосифом и другими полагающимися случаю персонажами. На улицах и площадях выставляются целые поля из расцветшей Пуансетии – горшечного растения, которое в России еще называют Рождественской Звездой. Везде очень много красного цвета – символа удачи, процветания и богатства.

Про китайские «елки» и их же холода…

Если у нас Новый год - сугубо зимний праздник, то там – весенний. Впрочем, это не мешает наступлению холодов – в особо лютые морозы столбик термомента на юге Китая в Новогоднюю ночь может опускаться до плюс восьми! Но при тотальном отсутствии отопления это довольно существенно.

В это же время деревья спешно сбрасывают листву, чтобы начать цвести… Цветы на китайских деревьях яркие, сочные и довольно увесистые. Такой цветок на голову упадет – мало не покажется. Поэтому гулять под Новый год лучше там, где безопаснее…
Например – на «елочном базаре»: выставленных на улице рощ с мандариновыми деревьями в пластиковых горшках. Деревья самые настоящие, мандарины на них тоже. Каждый уважающий себя домовладелец покупает растущие мандарины и устанавливает их либо возле крыльца или в холле жилого дома. Торговля этой дивной ботаникой ежедневно продолжается до двух-трех часов ночи.

С наступлением сумерек рядом с базарчиком начинают жарить шашлыки из морепродуктов и мяса – так что покупатели едут сюда не только за фруктами, но еще и за горячим. А вот после нового года все нераспроданные деревца остаются на улицах города – совершенно безвозмездно радуют прохожих сладкими сочными плодами. Ну, а в саму новогоднюю ночь обязательно будет яркий и шумный фейерверк. Шуметь и стрелять тут привыкли издревле - чтобы отогнать от наступающего счастливого года демонов и злых духов.

Вот только увидеть всю эту красоту смогут не все жители Шеньчжэня: большинство разъедутся с фабрик и из университетов на каникулы домой, в родные села и деревушки. Так что отмечать Новогодние праздники в городе останется всего каких-нибудь миллиона четыре. А вы думали? Китай!

Наталья Леута

Источник фото: из архива Е.Демидова