Эксперты РАНХиГС проанализировали потребительское благополучие населения страны. Исследование основывалось на данных мониторинга социального самочувствия населения.
Не секрет, что практически все граждане России сегодня вынуждены экономить, а 22% населения живут в бедности и могут позволить себе только минимальный набор простых продуктов.
Как сообщает РБК, по результатам соцопроса, проведенного в октябре 2018 года, эксперты разделили население на 4 группы уровню потребительского благополучия:
- зона комфорта;
- зона возможных изменений;
- зона риска;
- зона бедности.
В зоне бедности находятся 22% участников опроса — их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора продуктов.
«Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, молоко, хлеб) или купить самые дешевые, но необходимые лекарства», — сказал научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС и один из авторов мониторинга Дмитрий Логинов.
В зоне потребительского риска находятся 35,6% респондентов. Они могут позволить себе иметь нормальное питание и покупать повседневную одежду, но что касается приобретения предметов длительного пользования (например, мебель, компьютер, холодильник, смартфон) — возникают сложности. Срок годности товаров длительного пользования также ограничен, рано или поздно они приходят в негодность и люди вынуждены экономить на еде или брать кредит.
В зоне возможных изменений оказались респонденты, в данный момент имеющие возможность купить товары длительного пользования, но предполагающие, что их материальное положение скоро ухудшится, а также граждане, которым покупка таких товаров пока недоступна, но они уверены в скором улучшении своей финансовой ситуации.
Только 28,3% россиян находятся в зоне потребительского комфорта — столько респондентов могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.
По данным за 2017 год, количество россиян, живущих за чертой бедности, достигла 19,3 млн человек, или 13,2% населения. Майский президентский указ 2018 года поставил перед правительством задачу добиться двукратного снижения бедности к 2024 году. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, действующие меры пока не позволяют добиться сокращения числа бедных в два раза, поэтому в 2019 году социальный блок правительства представит дополнительные меры по поддержке граждан.
Реальные доходы
По официальной статистике Росстата, доходы россиян снижались в августе и сентябре 2018 года (на 0,9 и 2,5% к аналогичным периодам прошлого года), однако в октябре увеличились на 1,4%.
В 2015–2016 годах режим экономии был главной стратегией для всех групп населения, но в настоящее время эксперты отмечают «расширение потребительской активности относительно обеспеченных групп, стремящихся преодолеть психологический и бытовой дискомфорт, вызванный предшествующим снижением потребления». Однако же массовый потребительский спрос восстановился лишь частичною. Потребитель по-прежнему является очень чувствительным к цене приобретаемых товаров и услуг.
«Важная проблема состоит в том, что ближайших явных путей выхода в зону потребительского комфорта для большинства населения пока не просматривается», — сказал Логинов.
Рекорды кредитования
Люди также стали чаще брать потребительские кредиты и реже откладывать. В январе—сентябре 2018 года доля денежных доходов, направленных на сбережения, составила 4,2% и стала минимальной с 2004 года. Эксперты полагают, что снижение возможности сберегать обусловлено, в том числе, растущей необходимостью платить по кредитам.
По данным октябрьского мониторинга, 21,7% граждан испытывают трудности с возвратом полученных кредитов или опасаются возникновения таких сложностей в ближайшем будущем, при этом в октябре 2015 года о таких затруднениях говорили 15,7% респондентов.
В числе значимых проблем значится также невозможность оплачивать необходимые услуги — поступление в вуз, лечение заболеваний в их острой фазе. Большая часть населения не может оплатить переквалификацию, дополнительное образование, обследование здоровья, активный отпуск и т.п.
«Возможности накопления ресурсов развития, обновления человеческого потенциала, выхода на желаемые стандарты стиля жизни являются существенно более дефицитными и не доступны значительной части респондентов, даже включенных в зону потребительского комфорта», — заключили эксперты.
Маргарита Назарова
Источник фото: photosight.ru