Череповчане заказывают платья за 90 тысяч рублей

Субсидия зависит от разных факторов

Дизайнер одежды и владелец студии-ателье танцевального дизайна «SL» Дмитрий Черепанов реализует желания горожан стать Королевой бала, Бэтменом или Черной пантерой.

 — Дмитрий, имея такую фамилию, вы уж точно коренной черепанин?
 — Нет, я родился в Боровичах Новгородской области, а когда мне было семь лет, мои родители переехали в Череповец в качестве специалистов на завод силикатного кирпича.

 — Как пришло увлечение дизайном одежды?
 — Долго себя искал, в детстве сменил массу секций, хобби. Дома у нас всегда шили — у мамы это профессиональное образование, хотя она по профессии не работала, бабушка шила на заказ. И однажды в 12 лет я сел за швейную машинку — мне была интересна чисто технология. Первым изделием стали брюки на сестру — прямые, классические, раскроить помогла мама. Они были, говоря профессиональным языком, макетные — сшиты из ситца, в качестве учебных. Началось знакомство с кроем: осваивал все по книгам, по маминым тетрадям с конспектами. Тогда был популярен журнал «Бурда» — я из него переносил лекала. Конечно, ни о каком заработке речь не шла, тканей в магазинах тогда было мало, я все это делал ради удовлетворения собственного любопытства, мне просто было интересно шить.


 — Когда хобби стало профессией?
 — Я учился в череповецком училище искусств и ремесел, а также на факультете дизайна Столичной финансово-гуманитарной академии. И занимался бальными танцами в театре танца «Бомонд» — именно для этого коллектива по просьбе его руководителя в 2000 году я выполнил первый профессиональный заказ: сшил комплект из двух платьев для европейской и латиноамериканской программ. И понеслось! Сперва шил дома, затем была мастерская в ДК «Аммофос». Сейчас я художник-модельер театрального костюма и костюмер-дизайнер при коллективах Дворца химиков, а также владелец собственной студии-ателье танцевального дизайна «SL».


 — Как появилась собственная студия? Как она устроена?
 — Ателье у меня появилось семь лет назад, на постоянной основе работаем втроем, есть еще швеи-надомницы, которые подключаются в случае большого срочного заказа. Я специализируюсь на бальном паркетном платье. «Нагуливал» этот профиль, работая в Петербурге в компании Rest, которая сосредоточена на пошиве специализированной одежды для продажи за рубежом: для бальных танцев, спорта — фигурного катания, синхронного плавания, художественной гимнастики. Три дня я работал в Череповце, затем в поезд — и четыре дня в Петербурге, в таком режиме пролетели три года. Шили по индивидуальным заказам и для продажи в салоне — я как раз работал по усредненным меркам, по манекену, а затем эту одежду продавали на больших турнирах по всему миру. В моем собственном ателье-студии мы «одеваем» сцену — вокальные и танцевальные коллективы, ведущих.

 — Силуэты такой одежды меняются?
 — Разумеется, мода на бальном паркете меняется, но циклично — то все в корсетах танцевали, то в длинных плоских платьях, сейчас модны короткие пышные, а затем все повторяется, но на другом уровне. Что касается сцены — мы работаем с современными формами, но здесь вид костюма определяет тема номера: хороводы водят или акробатика, например.

 — Сколько времени занимает пошив стольких костюмов одновременно?
 — Это магия какая-то — сколько бы много ни было работы, успеваешь в последнюю ночь. В среднем изготовление костюмов для группы в 10–15 человек занимает две недели. А бывает, что и за три дня приходится все сделать. Я же говорю — магия.


 — А может, творчество?
 — Конечно, у меня творческая профессия, я ей горжусь, но все-таки это работа. Мастерство — это постоянство результата.

 — Сколько стоит сценический костюм?
 — В среднем от 2 до 5 тысяч рублей.

 — А я думала, назовете заоблачные цены!
 — Мы специально упрощаем технологию для удешевления стоимости. Сверхткани и сверхтехнологии не применяем, чтобы не удорожать производство. Сценический костюм живет два сезона — зачем его делать дорогостоящим?


 — Что заказывают череповчане в частном порядке?
 — Частные заказы дороже. Рейтинговое бальное детское платье стоит порядка 10 тысяч рублей; чем старше ребенок, тем дороже костюм, так как используются другие материалы, добавляются стразы. Самое дорогое платье, которое мы сшили, стоило порядка 90 тысяч рублей.

 — Ничего себе!
 — Оно все было усыпано стразами.

 — Что еще вы шили?
 — Также мы изготавливали ростовые куклы, мягкие игрушки — логотипы. Отшиваем свадебные и вечерние наряды, косплеи*.


 — Погодите, в Череповце есть участники косплеев?
 — Их много. И у нас работает одна из лучших косплееров Вологодской области. У нас есть заказчики, у которых ребенок любит аниме — мы шили ему костюм Бэтмена, а в этом году — костюм Черной пантеры.

 — Как обстоят дела с кадрами?
 — Сложно, при том что чуть не в каждом доме открыто ателье — но кто там работает? Профессия портного умирает. Молодых специалистов мало, готовят их, по сравнению с советским периодом, не очень качественно. По сравнению с той «старой гвардией» сегодняшние специалисты технологически недобирают. Даже не знаю, что будет, когда последние из этих мастеров уйдут, — кто будет учить молодых?

Чтобы не завершать интервью на пессимистической ноте, скажу, что дефицит кадров — это, конечно, грустно. Но радует девиз студии Дмитрия Черепанова: «Мы шьем одежду руками из плеч!»


*Косплей (от англ. costume play — «костюмированная игра») — это популярное во всем мире хобби, заключающееся в переодевании в костюмы персонажей компьютерных игр, кинофильмов, книг, комиксов, анимации.

Текст: Елена Колядина
Фото: Татьяна Пименкова и личный архив Дмитрия Черепанова