Каково работать помощником мэра Череповца по работе со СМИ? Чем приходится заниматься, какие проблемы решать, как удается сохранять самообладание в самые тяжелые моменты и получается ли найти время на семью и воспитание маленькой дочери Маргариты — обо всем этом рассказал журналу «Глянец» помощник мэра по работе со средствами массовой информации Сергей Климушкин.
— Сергей, как давно вы работаете в должности пресс-секретаря мэра и с чего все началось?
— Все началось со звонка нынешнего губернатора Олега Александровича Кувшинникова (в то время работал мэром Череповца. — Авт.), который сказал: «Зайди, есть разговор». Это было летом 2010 года, и вот уже восемь лет я работаю в этой должности. По меркам мэрии это большой срок.
— Расскажите, как складывалась ваша карьера, чем вы занимались до этого, что интересного узнавали для себя на каждом новом месте работы?
— В анкете на получение визы в Великобританию есть пункт о сфере деятельности. При этом предыдущие места нужно указывать, только если это СМИ либо органы власти. В тот момент я понял, что по большому счету ни в каких других отраслях я и не работал. До прихода в мэрию восемь лет был программным директором на радио и почти столько же — ведущим новостей на телевидении. Это был потрясающий опыт работы в кризисных ситуациях. Прямой эфир отлично учит выкручиваться из любых нештатных ситуаций. До сих пор скучаю по телевидению и радио.
— Многие помнят вас еще с «Канала 12». У вас неплохо получалась роль ведущего, диктора. Не было желания продолжить развиваться в этом направлении?
— Желание было, но жизнь сложилась по-другому. Переезжать в Москву ради зарплаты в 500 долларов и туманных перспектив не было никакого смысла. Легенда радиоэфира Женни Шаден пару лет назад в своем блоге очень точно описала то, что происходит с радио- и телевизионными ведущими. Из личностей они превратились в элемент эфира. И если этот элемент перестал соответствовать формату, его просто убирают, потому что за забором «Останкино» — сотни желающих с опытом работы в регионах. Бросаться в такой омут с головой — не мой стиль.
— Какие навыки вы приобрели в журналистике, которые помогли вам в будущем?
— Прежде всего работоспособность. В какой-то момент у меня было 5 мест работы одновременно. Мой рабочий день начинался в 8 утра и заканчивался в 22 часа, и так 7 дней в неделю. Когда пришел на работу в мэрию, самым сильным потрясением было то, что суббота и воскресенье иногда бывают выходными днями. Еще один навык — умение находить общий язык с людьми вне зависимости от того, симпатичны они тебе или нет.
— Расскажите о своей работе. Что входит в ваши обязанности?
— Прежде всего, это контакты со СМИ. Мне бесконечно звонят журналисты с просьбой прокомментировать новость, договориться об интервью с кем-то из руководителей мэрии или просто уточнить место и время проведения мероприятия. Я готовлю справки для мэра по объектам, которые она посещает, и тезисы для выступлений на публичных мероприятиях. У меня два стационарных телефона и два сотовых, и они постоянно звонят. Поэтому в нерабочее время я очень люблю тишину. А еще единая дежурно-диспетчерская служба эсэмэсками информирует обо всех происшествиях в городе. Недавно заметил, что, кроме них, мне СМС больше никто не пишет, а каждый звук входящего сообщения сопровождается мыслью «ну вот, еще что-то случилось». Особенно неприятно получать такие сообщения по ночам.
— Чтобы удержаться долгие годы на этой должности, необходимо быть большим дипломатом. Ведь надо и журналистам информацию дать, и городскую власть в невыгодном свете не выставить. Как выходите из таких ситуаций?
— Я стараюсь не врать. Ложь — она в любом случае выплывает наружу. Иногда я не говорю всей правды. Но самый эффективный способ — детально объяснить, почему было принято то или иное решение. За каждым из таких решений — очень понятная и четкая аргументация. Главное — подобрать нужные слова и откинуть эмоции. Например, недавняя ситуация с повышением цен на проезд в общественном транспорте. На первый взгляд, негатив, но если разобраться — искусственное сдерживание стоимости проезда при фантастическом подорожании топлива неминуемо приведет к банкротству перевозчиков. Ни один нормальный бизнес не будет работать себе в убыток, и мы рискуем вернуться к ситуации начала 90-х, когда автобусы штурмом брали на остановках.
— Что для вас важно в общении с людьми?
— Искренность и адекватные человеческие отношения. В любой ситуации нужно оставаться человеком. К сожалению, не у всех получается.
— Ваши способы решения проблем, борьбы с рутиной и неприятностями?
— Большой плюс работы — здесь нет рутины, у каждой проблемы свое решение. Никаких правил и шаблонов. По крайней мере, это держит в тонусе. А еще я получаю удовольствие от работы. Каждое утро я с радостью сюда прихожу и не замечаю, как пролетает еще один день. Наверное, это и есть способ решения проблем и секрет борьбы с неприятностями.
— Где и как вы обычно отдыхаете? Какому отдыху отдаете предпочтение?
— Я люблю отдыхать дома, хочется просто побыть в тишине, так, чтобы не было рядом никого, кроме семьи. Люблю слушать радио. Я нашел идеально подходящий мне формат радиостанции, правда, она не вещает в Череповце, но слушаю ее со спутника. Это еще большой плюс — там нет местной рекламы.
— Я знаю, что вы ценитель киноискусства… Какие фильмы предпочитаете смотреть?
— Фильмы со счастливым концом. Историй из серии «и в конце все герои умерли» и в жизни немало, а в кино хочется сказки и веры в чудо. Я стараюсь не пропускать новинки кино, но в последнее время сильного впечатления не произвел ни один фильм.
— Хватает ли времени на чтение и если да, то что читаете?
— Перечитываю отечественную классику. То, что в школе казалось невероятной чушью и скукой, сейчас читается на одном дыхании.
— Каковы ваши кулинарные предпочтения? Умеете ли готовить сами?
— Люблю то, что готовит жена (супруга Сергея Климушкина — Елена, дочь бывшего заместителя генерального директора ЗАО «Севергрупп» Анатолия Кручинина. — Авт.). Елена готовит изумительно, поэтому сам у плиты стою крайне редко. Причем она не только умеет, но и любит этим заниматься. Хотя в случае необходимости смогу и мясо пожарить, и гарнир приготовить. Мне кажется, что получается неплохо.
— Не так давно вы стали отцом. Как это обстоятельство изменило вашу жизнь?
— Я стал больше гулять. Почему-то в Европе пройти 10 км в одну сторону и 10 в другую — вполне нормально, а дома ну вот никак не мог себя заставить пойти пешком в другую часть района или города. С появлением наследницы 10 км по Череповцу уже не кажутся чем-то невероятным.
— Как зовут дочь? Удается ли вам найти время, чтобы побыть рядом с ней?
— Дочь зовут Маргарита. Я хотел назвать Катериной, но в результате голосования родственников Маргарита все-таки победила. Зато у нас все очень политкорректно: Елена и Маргарита. Сейчас дочери 5 месяцев, и у меня получается с ней общаться и воспитывать. Во всяком случае, я на это надеюсь.
— Что думаете о карьере в жизни женщины? Вы предпочитаете, чтобы супруга занималась только ребенком и домом, или вовсе не против, чтобы она вышла на работу?
— Я совсем не против карьеры супруги. Если вся жизнь женщины крутится вокруг «дети — пеленки — стирка — уборка», это неизбежно ведет к деградации. Ей будет неинтересно, а мне скучно. Поэтому я могу только приветствовать стремление достичь профессиональных высот. У Елены блестящее образование (она окончила МГУ по специальности «государственное управление»), и я уверен, что с карьерой тоже все будет отлично.
— По дому вы все делаете сами или предпочитаете нанимать помощников?
— Только самостоятельно. Во-первых, уровень зарплаты в муниципалитете не позволяет содержать штат прислуги, а во-вторых, нас с детства приучали к труду и обороне. Поэтому все хозяйственные хлопоты воспринимаются как нечто совершенно обычное.
— Каким вы видите себя через 5–10 лет?
— Я себя вижу — и это главное. Нельзя рассказывать о планах. Иначе они наверняка не сбудутся. Надо работать, тогда все и получится.
Текст: Елена Боронина
Фото: личный архив Сергея Климушкина
Источник фото: Константин Румянцев