Если когда-нибудь в Череповце построят второй мост через Шексну, можно не сомневаться, что первым на него ступит Евгений Калачев. Живописец, график, фотохудожник и большой специалист по части изображения мостов. В ожидании начала стройки на Шексне Калачев придумал для себя проект — изобразить красками и карандашом все мосты Санкт-Петербурга. И с энтузиазмом свой проект реализует. Благо работы невпроворот, ведь, по самым приблизительным подсчетам, мостов в Питере не менее восьмисот. В планах открыть выставку, а возможно, и выпустить альбом о мостах Череповца и Санкт-Петербурга. «Глянцу» удалось поймать Евгения Калачева между командировками и выяснить, что за питерские мосты он взялся из любви к череповецким.
Погоня за мостами
«Я работаю с питерскими мостами уже два года, — рассказал художник. — Мосты интересовали меня всегда, ведь мост не просто конструкция, а некая связующая нить между людьми и городами. Художник, живущий в Череповце, не может обойти мосты вниманием. В особенности Октябрьский мост, который почти всегда попадет на твою картину или фотографию, если работаешь рядом с рекой. Бывая в Санкт-Петербурге, я замечал, что наши города похожи именно этим: мостами, рекой, кранами в порту, рыбаками на набережных и прочим, связанным с водой. Я начал с изображения разводных мостов, поскольку через них попадают в Балтийское море большие суда, проходящие через Череповец».
В мастерской Евгения Калачева мы рассматриваем десятки графических рисунков питерских мостов, наброски и этюды, и готовую работу — Большой Обуховский мост, который уже выставлялся перед публикой. Вантовая громадина очень походила бы на наш Октябрьский мост, если бы не второй пилон. По словам художника, многие его знакомые, увидев полотно, интересовались: «Это ты второй мост через Шексну изобразил?» Значит, не только Калачев видит связь между городами.
«Большим мостам достается больше внимания, но это несправедливо, — говорит череповчанин. — Я люблю разные мосты, большие и маленькие. Бывает, мост совсем маленький, но с такой изюминкой сделан… Работаю небыстро. Конечно, мог бы выдавать по 10 мостов за одну командировку, но они все получились бы статичными, с одним освещением, настроением и энергией. Мне хочется, чтобы мосты были разными. А для этого нужно время».
Евгений Калачев сейчас проводит в Санкт-Петербурге практически все свободное от работы время, бывает несколько раз в месяц. Приезжает всегда на автомобиле, который необходим ему в Северной столице. Выбирает понравившийся мост, объезжает его со всех сторон и обязательно проходит по нему ногами, делает зарисовки, фотографирует с различных ракурсов, в разное время суток и даже в разную погоду. И беседует с местными.
«Жители Санкт-Петербурга очень любят свой город и относятся по-доброму к тем людям, которые что-то творческое привносят в Питер, — говорит Евгений Калачев. — Иногда самый обычный рыбак с набережной расскажет тебе о мостах, домах и улицах такое, что ни в одной книге не прочитаешь. А стихи про родной город так и шпарят».
На мост с хорошим настроением
Увлеченный мостами Санкт-Петербурга, Евгений Калачев не забывает и о череповецких мостах. Например, идея превратить Октябрьский мост в глобальный арт-объект много лет не покидает ту часть сознания художника, которая отвечает за креатив. Он даже с властями делился этой идеей, интерес есть.
«Мост великолепно смотрелся бы в красно-белых тонах, — говорит Калачев. — Его же все равно скоро будут красить. Почему бы нам не сделать это с учетом мнения художников? Ведь Октябрьский мост может не только конструктивную техническую функцию нести, но и придать какую-то импозантность Череповцу. Если и начинать переосмысление города в новой цветовой гамме, то нужно начинать с Октябрьского моста».
В Петербурге творчество череповецкого художника уже оценили. Выставка работ Евгения Калачева на питерскую тематику успешно прошла в Северной столице пару лет назад, и некоторые полотна приобрели местные ценители живописи.
Кроме того, радостный и позитивный мост мог бы создавать особое настроение. Тем более в Череповце по главному городскому ездят на работу и стоят в пробках, торопясь домой. Негатива — хоть ковшом черпай. Это можно не только увидеть, но даже услышать в часы пик: нервные клаксоны перекрывают теплоходные гудки.
«Я знаю, как нарисовать пробку на Октябрьском мосту, чтобы это было здорово и интересно, — говорит художник. — Самому довелось постоять».
Недавно на картину Евгения Калачева попал один из самых неприметных череповецких мостов (далеко не все наши мосты раскинулись над реками) — железнодорожный мост на проспекте Победы в районе судостроительного завода. Калачев изобразил повседневный пейзаж: под мостом мчатся автомобили, желтый «икарус» и красный трамвай. Но сделал это так, что при взгляде на картину слышишь громыханье трамвая.
«Я встал с этюдником на пригорке и пропустил, наверное, штук 50 трамваев, прежде чем удалось схватить это движение, — говорит художник. — Мимо ходили люди, заглядывали, делали со мной селфи, признавались, что каждый день ходят здесь на работу и домой, но никогда не замечали, какое это живое и энергичное место. Наши люди очень творческие, нужно только расшевелить. Хорошо было бы провести конкурс: «Каким вы видите новый череповецкий мост?» Или: «Какие детали вы бы добавили в Октябрьский мост?» Уверен, участников было бы много».
Текст: Сергей Виноградов