Самый известный водолаз Череповца рассказал о купании с крокодилами и акулами
Череповецкий дайвер Александр Губин, один из самых опытных и авторитетных специалистов в мире по подледным погружениям и холодным морям, в минувшем году был назван в родном городе «Человеком года», открыл большую выставку и возглавил Дом физкультуры. Корреспонденту «Глянца» бесстрашный исследователь и рекордсмен, побывавший на дне самых глубоких водоемов России, рассказал о том, как плавал с крокодилами и акулами и многие ли дайверы разбогатели сокровищами с затонувших кораблей.
Улыбнулся и растопил лед
— Александр, где вы погружались в последнее время?
— В Арктике. Последние годы бываю там очень часто. Это Белое и Баренцево моря, остров Врангеля, Чукотка, Камчатка. И конечно, север Якутии, эта территория условно называется полюсом холода и является самым холодным местом в Северном полушарии. Сегодня утром звонили оттуда якутские коллеги, у них на базе зафиксировано минус 64 градуса. В 2013—2014 годах в составе команды подводно-исследовательского отряда Русского географического общества я погружался там в самое холодное время года при минус 60 градусов, погружения были признаны рекордными.
— Под водой дышится точно так же, поскольку температура воды подо льдом везде одинаковая, на поверхности тоже терпимо, воздух морозный, но сухой. Выходишь из водоема — сам теплый, а лицо сырое, оно мгновенно покрывается ледяной коркой. Включаешь мимику, начинаешь улыбаться, и лед трескается и тает. Интересный эффект.
— Не так давно вы возглавили Дом физкультуры. Почему променяли мировой океан на бассейн?
— Я не сразу согласился на эту должность, потому что считал себя «человеком с другой планеты», все-таки 20 лет по экспедициям, и было непонятно, смогу ли я работать в этой системе. Но параллельно продолжал повышать свое образование, в какой-то момент мне стало интересно посмотреть на работу менеджера изнутри, получить новый опыт, реализоваться в этой сфере. А что касается вашего вопроса… Океаны и моря я ни на что не менял, участвовать в экспедициях у меня получается и сейчас. Но, правда, только в рамках законного отпуска и выходных дней. Без любимого дела не могу. В феврале отправился на месяц-полтора на Белое море, опять-таки в рамках своего законного отпуска. Основная цель поездки — обучение китайских коллег погружениям под лед в условиях Арктики. Вторая цель — поддержание собственной формы, поскольку водолаз без погружений не водолаз. Кроме того, обязательно фотографирую природу под водой и на суше.
— Да, конечно. На мой взгляд, любое дело формирует характер человека и влияет на его личность. Если человек любит свое дело, стремится к развитию и совершенствует свои навыки, то он обязательно станет профессионалом в свое ремесле. А настоящий профессионал — это уже личность. К экстремальным видам деятельности это относится вдвойне. Дело в том, что количество и разнообразие внутренних и внешних страхов, которые должен преодолеть экстремал, намного больше, чем у нормального человека, и планки преодоления этих страхов стоят значительно выше. Не секрет, что иногда на кону собственная судьба или жизнь, а у инструктора «ставки» еще выше, так как он отвечает за безопасность других людей. Человек, который говорит, что ничего не боится, либо врет, либо психически нездоров. И таким людям, наверное, не нужно заниматься дайвингом. В практике бывали случаи, когда я отказывал в обучении людям, желающим экстремальных подводных приключений, по причине того, что они не были готовы делать это безопасно. Знаете, в школе бокса им. А. Г. Журавлева еще в советские времена на стене за рингом большими буквами были написаны очень мудрые слова Александра Суворова: «Труд порождает умение, умение порождает уверенность, уверенность порождает смелость». Вот так и должны рождаться характер и личность человека — через приобретение и осознание опыта, а все остальное — чушь и блажь.
— Вы погружаетесь не только в холодных и теплых морях, но и в водоемах Вологодской области. В нашем регионе есть жемчужины, о которых никто не знает?
— Жемчужины, конечно, есть, но я не могу сказать, что о них никто не знает, лучше сказать, что о них знают мало. Вообще, что касается дайвинга, то этим видом активного отдыха можно заниматься и в своем регионе, необязательно ехать на большие моря или в дальние страны. Говоря о жемчужинах, назвал бы озеро Косковское, которое располагается неподалеку от населенного пункта Кипелово. Хорошая прозрачность, интересный ландшафт и красочный подводный мир. Плавать и нырять там очень интересно. Еще упомяну озеро Содошное в национальном парке «Русский север», но оно труднодоступно, обычная машина туда не проедет. В этом и его плюс, озеро сохранило свою первозданность. Оно славится своей прозрачностью, бобрами и глубиной, которая достигает 40 метров. Но это не самый глубокий водоем в нашей области. Самым глубоким из известных (подводная часть Вологодчины изучена пока слабо) водоемов считается река Ужла в Вытегорском районе. У нее интересная особенность: Ужла уходит под землю, а через несколько километров выходит в виде воронки глубиной 56 метров. Я погружался на дно воронки и даже сделал несколько снимков.
— Часто ли среди дайверов встречаются охотники за сокровищами и реально ли найти затонувший корабль с сундуками золота?
— Нигде на планете нет столько сокровищ, золота, бриллиантов, как на дне морей и океанов. Однако мировой океан очень большой и хорошо умеет прятать свои драгоценности. Охотники за сокровищами среди дайверов встречаются часто, но я знаю лишь два случая, когда конкретным людям удавалось найти подводный клад и поправить свое материальное положение. Один из них — американец Мел Фишер, который много лет искал затонувшие испанские галеоны, перевозившие золото индейцев Южной Америки в Испанию. Он потратил миллионы долларов и отдал морю своего сына, который погиб во время поисков. Но Фишер нашел-таки галеон с грузом золота и изумрудов. Известно, что он заработал около полумиллиарда долларов. Другой случай мне нравится больше. Девушка-дайвер из Англии погружалась недалеко от острова Ява (кстати говоря, я там тоже погружался) и случайно обнаружила у кораллового рифа фарфоровую вазочку. Стала изучать и выяснила по клейму, что ваза принадлежала династии великих китайских императоров Мин и была частью огромной коллекции фарфора, которая затонула во время крушения корабля, перевозившего ценный груз. Девушка смогла согласовать и организовать масштабные подводно-поисковые работы на этом рифе и, если верить источнику, заработала в виде премиальных около двух миллионов английских фунтов.
Киты – мистические существа
— Встречами с какими подводными животными вы особенно гордитесь?
— С китами. Однозначно. Киты для меня мистические существа, пусть и живущие в реальном мире. Это что-то удивительное. Потенциально они опасны, потому что имеют огромную массу и случайное столкновение даже с плавником такого животного может привести к печальным последствиям. Но они ведут себя удивительно корректно в отношении таких фамильярных персонажей, как мы. Увидев кита, переполняешься восхищением и чувством счастья. Страх уходит, возникает любопытство и желание увидеть его поближе, поймать его взгляд. Глаза у китов очень выразительные, они кажутся усталыми и строгими одновременно, такое ощущение, что на тебя смотрит сама природа. Киты — это другая планета. Очень запомнилось погружение с морскими леопардами, это крупные хищные тюлени, живущие только в Антарктике. Их основная еда — пингвины, тоже, кстати, интереснейшие объекты для наблюдения как под водой, так и на суше. Леопард ведет себя очень уверенно и даже как-то нагловато, как хозяин здешних мест. Но настоящими хозяевами, конечно, являются касатки, у которых нет естественных врагов. Всегда запоминаются погружения с акулами, совершенными и грациозными хищниками, которых, однако, тоже надо защищать от самого страшного хищника — человека. Был еще опыт ныряния с морским крокодилом на Кубе, пресноводными кайманами и розовым дельфином в Южной Америке.
Внука пока видел только на экране
— На открытии выставки вы поблагодарили жену за терпение. Где вы познакомились? Неужели в воде?
— Практически. Виктория проходила у меня обучение дайвингу, во время этих занятий мы и познакомились. Занятия начинались непросто: на тот момент Виктория не умела плавать и вода была для нее мощным стрессовым фактором. Поначалу упражнения шли тяжело, но она очень упорный человек и в итоге смогла преодолеть все страхи и неудобства. Вода ее приняла, она подтянула плавательные навыки и активно ныряла. Не раз мы с ней вместе путешествовали и погружались, в основном в холодных морях, в том числе под лед. У Вики уровень дайв-мастера. Она, как никто другой, понимает меня и то, что мне как воздух нужны экспедиции, море, погружения. Благодаря этому у нас сложилось душевное взаимопонимание и мои отъезды в семье правильно воспринимаются. Для нас обоих это не первый брак, поэтому мы шутим, что у нас пятеро детей на двоих.
— Кто-то из ваших детей интересуется дайвингом?
— Младшая дочка заинтересовалась, я для нее сейчас специальный комплект снаряжения готовлю. Хочу познакомить с подводным миром. Посмотрим, во что это перерастет. Старшие дети в свое время проходили у меня обучение, но с головой в это не ушли. Выбрали другие увлечения. Я никогда не настаивал и не навязывал. Если захотят вернуться, у них всегда есть такая возможность. Моя старшая дочь сейчас занимается воспитанием сына, в начале января этого года я получил самое авторитетное звание в своей жизни — звание деда. Это важное событие было очень тепло принято всеми членами нашей семьи.
— Чувствуете, что это вас как-то изменило?
— Смешанные чувства. Ощущаю какие-то изменения в себе, внутреннюю ответственность, но, с другой стороны, до сих пор не верится. Я когда-то в молодые годы не был готов к званию отца, только к 40 годам пришло осознание, так и сейчас — пока не ощущаю себя дедом. Наверное, я в этом отношении поздно созреваю. Но очень жду встречи с внуком. Пока его не видел воочию, только на видео и фото. Старшая дочь с мужем-офицером живут в Сибири. Летом ждем их в гости.
Текст: Иван Воронов
Фото: из личного архива А. Губина и Алексей Устимов
Источник фото: из архива А.Губина