Самый сильный боксер области рассказал, каково бить друзей

АНО

Илья Квасников стал первым за несколько последних лет боксером из Череповца, попавшим в сборную России.

Название дворца бокса «Олимп», в котором Илья вырос как боксер, стало для него пророческим: 24-летний спортсмен борется за путевку на Олимпийские игры 2020 года. Накануне Дня защитника Отечества «Глянец» встретился с одним из самых сильных череповчан, защитником спортивной чести родного города и России. Илья Квасников рассказал, как налегает на силовые тренировки и калорийную пищу. Поведал, что ощущает, когда лупит друзей в ринге. И признался, мешает ли бокс личной жизни.

Зареченский патриот

Мы беседуем во дворце бокса «Олимп», куда Илья Квасников пришел заниматься ровно 10 лет назад. Здесь он вырос, стал тем, кем стал, и чувствует себя как дома. Во дворце Илье все рады: работники, воспитанники, тренеры… Улыбаются, жмут руку, интересуются, нет ли травм. Про боксерские успехи не спрашивают — о них здесь знают все, ведь достижения Квасникова вывешиваются на главной доске объявлений перед входом. Когда мы с Ильей заходим в зал, невольно срываем тренировку. Мальчишки, монотонно утюжащие боксерские груши, бросают это занятие и обступают Квасникова.

«Вы много где побывали. Уступает ли Череповец другим городам России?» — интересуюсь у боксера. Он пожимает плечами: мол, никогда не сравнивал. В Череповце дом, а потому он лучше всех — и точка. «Мой район — Заречье. Здесь дом, друзья, боксерский зал, магазины, кинотеатры — все рядом, все знакомо».

К сожалению, в последние годы, когда боксер перешел на новый уровень, выступать в родном Череповце случается очень редко. Раз в год, не чаще. Но тут уж надо видеть, как Илью поддерживают. Оглушают соперника не хуже квасниковского хука справа. Кстати, Илья по жизни правша, но в боксе — левша. Поначалу это случайно вышло, а сейчас стало его главной фишкой. Обычно слева угрозы не ждут, а Квасников прячет там пудовый молот. Те, кто это узнал на себе, забудут нескоро.

— Я и в бокс пришел, потому что «Олимп» рядом с домом, мне тогда 14 лет было, — рассказывает он. — Я искал, чем бы заняться, чтобы не бездельничать. До этого в бассейн ходил и на карате. Друг посоветовал бокс. Сказал, что у меня дворец под боком и секция бесплатная. Знаете, как у некоторых бывает: его в школе кто-то бил, а он пошел на бокс, чтобы ответить. Это не мой случай. Я и до бокса не был хлюпиком, по физкультуре всегда свой класс вытягивал на школьных олимпиадах.

Илья рассказывает, что втягиваться в занятия боксом было тяжело: «Встаешь в пару, пропускаешь удар, больно. Но не бросил».

Все надежды на Илью

Имя Ильи Квасникова в Вологодской области произносят теперь с добавлением — «главная надежда нашего бокса». К спортивным вершинам спортсмен идет последовательно и уверенно. В прошлом году он стал серебряным призером чемпионата России в тяжелом весе. С недавних пор Илья перешел в супертяжеловесы (свыше 91 кг), и в осеннем чемпионате страны он впервые выступит в новой категории. По словам боксера, с этих соревнований стартует отбор на Олимпийские игры — 2020. И череповчанин намерен побороться за путевку на главный турнир четырехлетия. Время самое подходящее: спортсмен вошел в тот возраст, который в боксе считается самым продуктивным. Теперь важно подойти к осени на пике формы. В 2019 году чемпионат мира по боксу пройдет в Сочи, и на этом турнире во многом будет определен олимпийский состав сборной России.

— Я сейчас приехал из Кисловодска, где тренировался в составе сборной России, — рассказывает Илья Квасников. — Отправляюсь в Казахстан, там соберутся боксеры из четырех стран. Потом будут еще сборы, а с июня начнем готовиться к чемпионату России. Я не один в своем весе в сборной страны, будем определять лучших. Соперников знаю, со всеми был в паре, никому не проигрываю, со всеми можно боксировать. Попадание на Олимпиаду — это главная задача, но я не витаю в облаках и не мечтаю целыми днями об этом. Впереди много турниров, и я готовлюсь к ближайшему. Не забиваю себе голову ненужным.

Когда на сборах, тренировки проходят каждый день. Подъем в семь утра, через полчаса гимнастика, потом завтрак. Затем силовая тренировка или кросс, а вечером еще одна тренировка. Когда дают отбой, разгонять по спальням никого не нужно: лишь бы до кровати доползти. Данил Швед и Дмитрий Иванов — в последние десять лет именно они составляли лицо череповецкого бокса. И хотя оба тренировались в сборной России, пробиться на Олимпийские игры не сумели. Илья Квасников еще недавно выступал в одной категории с Данилом Шведом, но на турнирах они никогда не встречались. Илья признался, что считает Данила вроде старшего брата и очень ему благодарен:

— Я тренировался с ним, вставал в пару, и это было непросто, он очень сильный боксер. Данила много мне дал. Не будь его, у меня в Череповце не было бы спарринг-партнера достойного уровня и я не смог бы расти.

Тренируется и ест

Супертяжеловесом Илья Квасников числится не только в боксерских документах. В последние год-полтора он стал заметно мощнее. Плечи, бицепсы, предплечья… При взгляде на него, наверное, даже груши в родном зале «Олимпа», в котором Илья воспитывался, начинают трепетать.

Как боксеры выбирают, в каком весе выступать? Трудно сказать, — пожимает плечами Илья. — Если сам понимаешь, что можешь вести бои в этом весе, то остаешься в нем. Если нет, то сгоняешь вес, переходишь. Конечно, с тренером советуешься. Я поменял весовую категорию и пока только привыкаю. А на первом сборе тяжело пришлось. Были силовые тренировки, работа в парах. Я чувствовал, что мне сил не хватает. Не был уверен, смогу ли так ударить, чтобы мои спарринг-партнеры ощутили этот удар. Добавил силовых тренировок и стал есть больше, чтобы мышцы восстанавливались. Ем кашу, творог, яйца, курицу, рыбу и так далее. Раз по семь в день сажусь за стол, но порции не такие уж большие.

На сборах лучшие боксеры страны неделями и месяцами в одном зале и за одним столом. А потом слепой жребий турнирной сетки сводит их на ринге, и они, как гладиаторы, должны отстаивать свой спортивный уровень кулаками. Мы с Ильей рассматриваем фото двух боксеров с распухшими лицами, будто пчелами покусаны. Спортсмены положили руки на плечи друг другу и улыбаются во весь рот, кое-где щербатый. Один из них — Илья Квасников, другой — соперник по финалу. «Каково это — превращать друга в котлету?» — спрашиваю. «Никаких проблем, спорт есть спорт», — говорит боксер.

— Какого-то барьера нет, друг или не друг. Об этом во время боя не думаешь, ты занят мыслями, как победить. Другое дело, что мы продолжаем нормально общаться, даже когда хорошенько наваляли друг другу. В боксе вообще очень редко бывает какая-то закулисная вражда между боксерами. И после завершения боя, даже самого эмоционального, никто не будет бросаться на тебя в раздевалке, никому это не нужно.

Об уличных драках я тоже не мог не спросить. Впрочем, хамить Илье, вероятно, сейчас захочет только человек со слабым зрением. «А все же случается?»

— Когда мне лет 16 было, пришел на тренировку с фингалом, — рассказывает боксер. — Тренер спрашивает: «Откуда?» Я отвечаю: «На улице получил». А он говорит: «Лучше убеги, чем дерись». И с тех пор стычек не было. Наверное, я сам так себя веду, не «закусываюсь». Желающих-то много, и себя завести, и другого. Спровоцировать. А я на провокации не поддаюсь. К чему это?

Мама мои бои не смотрит

Успехи в большом спорте без домашней поддержки невозможны. Не случайно в фильмах про боксеров, которые Илья очень любит, главный герой становится чемпионом, только когда любимая девушка рядом или мама пришла на бой и болеет в зале.

— Мама меня поддерживает в спорте, но на соревнования никогда не приходит, — говорит Илья.

- Ни разу не была, наверное. И даже в записи не смотрит. С синяками домой часто приходил, но какой-то специальной аптечки у нас дома нет, мама меня ничем не мажет после боев. Если нужна какая-то помощь после соревнований, врачи помогут. Но, конечно, интересуется моими успехами, мы часто созваниваемся, я рассказываю, как потренировался, кого победил и как выступил на турнире. Мама никогда не думала, что моя жизнь будет связана с боксом. Да и я не думал. Образование получил в металлургическом колледже. Мама на заводе работала, и сестра тоже на заводе. Я на практике побывал на комбинате, мне хватило, не хочу туда. Лишняя мотивация заниматься спортом и чего-то в нем добиться.

Летом Илья Квасников как может доказывает родным, что не зря круглый год не слезает с тренажеров и налегает на творожные запеканки. На даче помогает по хозяйству, если время позволяет.

Говоря о личной жизни, Илья тщательно подбирает слова, боясь кого-то обидеть. «Стоит ли об этом?» — спрашивает он в ответ. Судя по всему, о женитьбе он пока не думает, спорт важнее. Но от женского общества не бежит, отнюдь. «Бокс личной жизни не мешает, — говорит Илья, — и серьезным отношениям тоже. У нас все-таки бывают и отпуска, и свободное время тоже. Кроме того, XXI век на дворе: телефоны, компьютеры — можно переписываться, общаться. Я открыт для личной жизни. Если говорить о каких-то ограничениях, да, они есть. Это и режим, и запрет на алкоголь. Но меня, например, и не тянет. С друзьями могу посидеть в кафе, зачем же пить-то обязательно».

Про боксеров говорят, за глаза, разумеется, что они туго соображают. Илья об этом слышал, но не обижается, потому что не согласен.

«Книги читаю, сейчас фантастикой увлекся про марсиан, — говорит он. — Тут на последних сборах зашел с одним врачом спор о человеке и гражданине, кто из них более свободен. Дошли до времен Петра Первого и русских летописей… Короче говоря, я понял, что многого не знаю об истории России, в школе тройки были по истории. Захотелось почитать об этом, про Ивана Грозного, например. На сборах время есть».    

Текст: Иван Воронов

Фото: Алексей Устимов

Источник фото: А.Устимов