Две статуи из Музея Археологии, что в Неаполе. Аполлон и Варвар древнеримской эпохи. Статуи не раскрашены, а созданы из мрамора разных расцветок.
На них нет следов стыков и обработки резцом (как на скульптурах Микеланджело), идеальный глянец полировки, такого эффекта можно добиться только машинными методами. Возможно, античные мастера владели секретом литьевого или жидкого мрамора? И тогда будет верна гипотеза, что статуи отливались со слепков живых моделей.
Такое предположение выдвинули многие специалисты, например скульптор Найджел Констам (Nigel Konstam). Свою гипотезу Найджел подтверждает исследованием ступней античных статуй, сравнивая их с гипсовыми отпечатками и восковыми отливками, сделанными со стоящих в заданной позе современных натурщиков. Деформация материала на ступнях подтверждает его гипотезу, что греки не делали статуи, как раньше, а стали использовать вместо них слепки с живых людей.Найджел снял видео с объяснением своей гипотезы относительно античных слепков и его можно посмотреть здесь http://youtu.be/7fe6PL7yTck на английском языке.
Предварительно считается, что тела натурщиков заливались в гипс. Имеются источники, из которых известно, что в Древней Греции не только женщины, но и мужчины-атлеты удаляли волосы на теле. Именно такие, хорошо сложенные, натурщики и нужны были скульпторам. В древности, когда делали маски и слепки, тело натурщиков намазывали специальными масляными мазями, благодаря которым гипс снимали безболезненно, даже если на теле были волосы. То есть техника слепков не только с мертвого, но и с живого человека в древности действительно была хорошо известна еще в Египте, однако, именно передача движения и копирование человека не считалось там красивым. Но для эллинов прекрасное человеческое тело, совершенное в своей наготе, представлялось величайшей ценностью и объектом поклонения. Возможно поэтому в использовании слепков с такого тела для изготовления произведений искусства они не видели ничего предосудительного.