От ЦБК Череповец пока отказался: а как дела у соседей — в Рыбинске

На берегах крупнейшего в Европе искусственного моря — два промышленных центра: пока не построивший собственный ЦБК Череповец и Рыбинск. Как обстоят дела в последнем, какие производства развиты — в материале.

Рыбинск, второй по величине город Ярославской области одновременно и крупный промышленный центр региона. В современном виде он вырос вокруг заводского комплекса, который сегодня существует под именем ОАО «НПО «Сатурн», и смежных производств. Вместе с «Сатурном» (выпускает газотурбинное, газопоршневое и газоперекачивающее оборудование) в список градообразующих предприятий города входит РЗП — «Рыбинский завод приборостроения».

В перечень крупных производств входят и машиностроительные: «Раскат» и «Завод дорожных машин». Несмотря на высокую концентрацию производства в городе, Рыбинск серьезно отстает, количественно и качественно, от промышленных центров соседних областей: так и не построивший собственный ЦБК Череповец остается региональным лидером в сфере тяжелой промышленности.

Судостроительные предприятия Рыбинска

Официально в городе девять производственных площадок, которые работают в сфере судостроения. Из них пять специализируются на ремонте и модернизации, а четыре — на проектировании и строительстве. Это крупные работодатели, поставщики силовых министерств и гражданского флота:

Новые предприятия Рыбинска: направления развития и рабочие места

Высокая плотность предприятий на «душу населения» не мешает открытию в Рыбинске новых производств. Например, в 2014 году группа «ИНТЕР РАО ЕЭC», корпорация «Ростехнологии» и GE открыли совместное предприятие — завод «Русские Газовые Турбины». Производство построено на базе технологий, предоставленных участником проекта, General Electric.

Несколько раньше, в 2011 году, начал работу завод «Рыбинсккабель СП»: площадка Рыбинского кабельного завода была использована для развертывания производства не только кабельной продукции, но и электротехники.

Еще раньше, в 2008 году, создано ЗАО «Новые инструментальные решения», которое стало обеспечивать металлообрабатывающим инструментом НПО «Сатурн» и смежные предприятия.

По данным на 2019 г. в промышленной сфере работало почти 15% жителей. Только на «Сатурне» работают более 12 тыс. человек. Другие крупные производства обеспечивают не меньше 20 тыс. рабочих мест.

Чего в Рыбинске нет

Несмотря на транспортную доступность и чисто географическую близость Вологодской области с ее лесозаготовительными гигантами и несколькими десятками компаний поменьше, деревообработка в Рыбинске остается одной из самых «западающих» сфер. Холдинг «Череповецлес», ГК «Вологодские лесопромышленники» и другие лесопромышленные предприятия поставляют древесину куда угодно, только не сюда. В городе работает одно небольшое производство бумаги — им, да еще мебельной фабрикой, вся отрасль и ограничивается. Не планирует Рыбинск строительство завода по деревообработке/переработке — по крайней мере в ближайшее время.

Рыбинское водохранилище и экология

К проблемам экологии рыбинские предприятия относятся ответственно. Как самый крупный «поставщик загрязнений» «Сатурн» даже имеет отдельную лабораторию для контроля количества вредных выбросов. Городские экологи утверждают, что суммарный годовой выброс вредных веществ в воздух со всех предприятий — порядка 3 тыс. тонн. По их же оценкам, автомобили в год выдают более 11 тыс. тонн.

С чистотой водохранилища проблема та же: предприятия за очисткой промышленных стоков следят, а вот на 20 выходах ливневой канализации никаких фильтров нет. Доля негативного антропогенного воздействия всей Ярославской области на Волгу (включая Рыбинское водохранилище) достигает едва ли 7,7%, а доля соседней Вологодской области — не превышает 0,7%. Пр и этом количество промышленных объектов, стоящих на берегах водохранилища в Череповце и Вологодской области в целом — не меньше, чем в Ярославле, Рыбинске, Угличе вместе взятых.

Недостаточно объективная оценка роли предприятий в загрязнении как Волги, так и Рыбинского водохранилища иногда приводит к тому, что Ярославская и Вологодская область вынуждены отказываться от строительства крупных производств. Или откладывать его на неопределенный срок. Как, например, проект биотехнологического комплекса, предложенный ГК «Свеза» Вологодской области. Недоказанность негативного влияния ЦБК на Рыбинское водохранилище не помещала временно заблокировать строительство целлюлозного комбината. То есть от проекта, который позволил бы экспортировать не древесину, а целлюлозу — с пятикратно большей добавленной стоимостью.