В Вологде состоялся круглый стол на тему «Чем ответит вологодский бизнес на внешнюю экспансию?», организованный порталом РБК Вологодская область.
Как сообщает это издание, круглый стол стал его первым публичным мероприятием. Участие в обсуждении приняли коллеги из РБК Санкт-Петербург, приглашенные эксперты, представители бизнес-сообщества, исполнительной и законодательной властей региона.
Надо сказать, что круглый стол «Оборона, кооперация или атака? Стратегические вызовы и ответы вологодского бизнеса на внешнюю экспансию» вызвал живой интерес, поскольку касается действительно болевых точек экономики Вологодской области.
В последнее время мы в регионе наблюдаем активную экспансию федерального бизнеса, особенно отчетливо проявляющуюся в таких отраслях, как торговля, сфера финансов (банки, страхования и т.п.), пищевая и лесная промышленность. Возможности крупных федеральных компаний (финансовые, технологические, рекламные) существенно превосходят возможности региональных предпринимателей. Поскольку сегодня стоит вопрос о фактическом выживании целых направлений в региональном бизнесе, чрезвычайно актуальным кажется проблема выбора наиболее адекватных бизнес-стратегий.
Елена Кром, редактор проекта РБК Санкт-Петербург, модератор «круглого стола»:
«Хороша экспансия или не хороша? Несет ли региональный бизнес потери? В каких отраслях? В чем они выражаются? Что теряет или приобретает потребитель в этом случае? Есть ли выигрыши у местного бизнеса с приходом региональный игроков? Существуют ли взаимовыгодные симбиозы? Игроки игрокам рознь. Есть торговые компании, находящиеся в прямой конкуренции с федеральными сетями, а есть те, кто хорошо попадает в сеть, и они не конкуренты, а партнеры».
Евгений Зинин, директор по региональному развитию РБК:
«Я как раз представляю федеральный холдинг, который идет в регионы. Мы помогаем местному бизнесу развиваться — «строить мосты» к новым рынкам, новым клиентам, новым партнерствам, предлагаем ему эффективную модель сотрудничества и инновационные рекламные инструменты. Надеюсь, что мы принесли в Вологодскую область больше возможностей, чем угроз».
Валерий Бурцев, генеральный директор холдинга «Форвард Медиа», партнера РБК в Вологодской области:
«Тема внешней экспансии — одна из самых актуальных для вологодского бизнеса. С одной стороны, это, безусловно, негативная составляющая, с другой, наверняка в этом процессе есть позитивные моменты. Мы с сожалением констатируем факт, что количество представителей местного бизнеса как рекламодателей стремительно сокращается. А доля компаний, которые либо имеют федеральное происхождение, либо являются партнерами крупных брэндов, стремительно увеличивается».
Денис Котов, генеральный директор книготорговой сети «Буквоед»:
«Мы конкурируем не с книжными магазинами, а с телевизором, интернетом и алкоголем за время наших читателей. Мы создали новый формат — книжный клуб, по сути, культурный центр. Если говорить о путях решения — это могут быть и стратегическое планирование управления, и квалификация команды, и технолизация. Все надо применять. Понятно, что биться в кровь с конкурентом — это последнее дело, говорит о низкой квалификации с обеих сторон».
Коммерческий директор вологодского филиала Tele2 Артем Шашуков рассказал об уникальной бизнес-модели компании, которая позволяет обеспечивать жителям и бизнесу региона качественную и доступную по цене связь. Свою сеть фирменных салонов Tele2 развивает по модели франчайзинга, предоставляя партнерам полностью готовое, детально проработанное решение, а также разделяя с ними часть расходов. Таким образом, расширяя свою розничную сеть, оператор способствует развитию малого и среднего бизнеса в регионе, появлению рабочих мест. Франшиза, которую оператор предлагает вологодским бизнесменам, входит в топ-10 по России. В 2016 году она также номинирована на Всероссийскую франчайзинговую премию в номинации «Самая инновационная франшиза».
Артем Шашуков: «В каждом регионе мы поддерживаем своих партнеров. Эта модель сотрудничества дает возможность кооперации, возможность развития и нам, и местным предпринимателям. Призываю федеральные компании максимально «вживаться» в регионы присутствия и стараться жить с ними одним дыханием».
Юрий Сенько, и. о. начальника департамента экономического развития правительства Вологодской области:
«Мы в области живем не в замкнутом экономическом пространстве. Заниматься борьбой с ветряными мельницами — экспансией крупного федерального бизнеса в область — наверное, пораженческая практика. Мы заинтересованы в функционировании в области любого законного бизнеса, который работает на долгосрочную перспективу и стабильно. Мы заинтересованы в инвестиционных проектах».
Артем Шумихин, учредитель ООО «Север-Рыба»:
«Большой бизнес, заходя к нам в регионы, имеет задачу поглотить нас всех. Я не сам это придумал, можно посмотреть аналитику в Европе. Заходя к нам в регион, они в первую очередь убивают производителей, а потом и всю розничную сеть. А производители — это рабочие места».
Владимир Комин, директор Вологодского филиала АО «Шувалово»:
«Наша продукция заведомо дороже. Входить в сети с такими условиями сложно… Поэтому мы работаем по своей маленькой рознице. А договориться к «федералами» практически нереально».
Галина Телегина, президент Вологодской торгово-промышленной палаты:
«Более 10 лет назад разработана программа «Настоящий Вологодский продукт». Она объединила производителей продуктов питания под единым брендом. И у нас действительно есть продукты, которые являются нашей гордостью: более 1000 наименований. И этот знак позволяет нам обороняться».
Марина Денисова, депутат Законодательного Собрания Вологодской области:
«Экспансия идет. Это закупка крупными производителями нашего сырья, в частности, молока. Заходят и покупают молоко по высокой стоимости. А нашим производителям молока не хватает».
Дмитрий Антонов, начальник управления торговли департамента экономического развития правительства Вологодской области:
«Народ голосует рублем. Вологжане говорят: дайте нам вологодские продукты. И в итоге федеральные сети приходят к нашим производителям и просят эти продукты».
Оксана Яковлева, генеральный директор «Корпорация развития Вологодской области»:
«Если наши производственники достаточно мощны, компетентны, чтобы развивать свое направление, мы, безусловно, в первую очередь будем поддерживать их. Если есть внешние инвесторы, которые на понятных для региона условиях будут сюда заходить, мы точно так же будем рассматривать их предложения».
Татьяна Крицкая, директор АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области»:
«Мы не боимся пускать в наш регион федеральные компании и международных партнеров, потому что это дополнительные компетенции».
Генеральным партнером круглого стола РБК Вологодская область в Вологде выступила компания Tele2, партнером — компания «Русьимпорт».
Портал РБК Вологодская область (vo.rbc.ru) — локализованная версия ведущего российского бизнес-портала РБК, выпускаемая по лицензии на Вологду и Череповец компанией «Форвард Медиа» — был открыт в августе 2016 года. Ежедневно портал посещает более 9 тыс. уникальных пользователей. Основным продуктом площадки является локализованная на регион реклама, рассчитанная на качественную аудиторию.
Юрий Антушевич, Александр Алексеев
Источник фото: РБК Вологодской области