Расходы планируют покрыть за счет увеличения добычи нефти на 5 млн тонн и дефицита бюджета до 3% ВВП.
За несколько дней до внесения бюджета в Госдуму в разделе «Национальная оборона» увеличили расходы на 258,9 млрд руб. по сравнению с исходными проектировками — в итоге они превысят 3 трлн руб. Больше потратят только на социальную политику — 4,4 трлн. Зато на здравоохранение выделят меньше в шесть раз.
Как передает РБК, если в начале октября оборонные расходы предполагалось сократить на 0,1% ВВП относительно докризисных планов (когда правительство еще ориентировалось на трехлетний бюджет), то сейчас речь идет о перерасходе в 0,3% ВВП.
Характер дополнительных расходов пока неизвестен, но по проектировкам в материалах правительства видно, что в меньшей степени они приходятся на военное капитальное строительство и гособоронзаказ, а в большей — на текущее содержание армии. При этом рост расходов закрытой части оборонных госпрограмм составил только 60 млрд руб.
Ранее, 8 октября, когда правительство восстановило 175 млрд руб. расходов в интересах Минобороны, возникали вопросы, не связано ли это с операцией в Сирии. Но первый вице-премьер Игорь Шувалов это опроверг, а в финансово-экономическом блоке правительства сказали, что расходы на сирийскую кампанию значительно меньше, чем плановые учения на Дальнем Востоке.
Также вместе с ростом военных расходов в последнем варианте бюджета зафиксировано и восстановление расходов на сельское хозяйство на 74,5 млрд руб. Государственному Россельхозбанку удалось отстоять в 2016 году свою докапитализацию из бюджета на 10 млрд руб., однако этого не смог добиться «Росагролизинг», просивший 2 млрд руб.
Усилия военных и аграриев привели к тому, что изначальные планы правительства сокращать бюджетные расходы темпами не менее 1 пп. в год не будут выполнены. Наоборот, общие расходы 2016 года увеличились к уровню 2015 года на 612,2 млрд руб. (с 15,5 трлн до 16,1 трлн руб.).
Правительство уже приняло решение увеличить бюджетный дефицит на 2016 год с 2,8% до 3% ВВП. При этом рост сельскохозяйственных расходов хотели компенсировать из двух бюджетных резервов: первого, на 50 млрд руб., который сформируют из переходящих остатков бюджета 2015 года и счетов госкомпаний и госкорпораций; и второго, на 342,2 млрд, образованного за счет заморозки накопительной части пенсии.
Однако после заседания правительства Минэкономразвития поменяло макропрогноз, и теперь деньги хотят найти на другой стороне: в бюджетных документах прописано, что ожидаемый объем добычи нефти вырос в 2016 году на 5 млн т, а прогнозный экспорт увеличен на 4,5 млн т. Также на $25 за тысячу кубометров увеличена и цена экспортного газа — все это даст около 150 млрд руб дополнительных доходов. Однако остальные параметры макропрогноза, прежде всего среднегодовой курс доллара в 63,3 рубля, не менялись, поэтому есть «риск потерять до 500 млрд руб. доходов, рассчитанных исходя из более слабого рубля». Как это будут решать в правительстве, пока не ясно. Окончательное заседание пройдет 22 октября.
Источник фото: архив