Гендиректор «Аэрофлота» объяснил, почему в России никогда не будет дешевых авиабилетов

По словам Виталия Савельева, ни у одной российской авиакомпании нет мотивов и оснований для того, чтобы билеты стали дешевле, чем у лоукостера «Победа», который экономит на всем.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал, что именно произошло с авиакомпанией «Трансаэро», из-за чего не случилось сделки и почему в России никогда не будет дешевых авиабилетов.

По словам Савельева, все началось с того, что «Трансаэро» попросила дополнительных госгарантий, однако не смогла защитить в Минэкономики и Минтрансе свою модель бизнеса и получить добро на выделение ресурсов, потому что была настроена слишком оптимистично.

Компании дали 21 день, чтобы она передала «Аэрофлоту» 75% плюс одну акцию, однако перевозчик не смог собрать требуемый пакет: Александру Плешакову (главе «Трансаэро») удалось собрать 44,7%, также ВТБ согласился передать 25% акций, находящихся в залоге у банка, но в итоге пакет не дотянул даже до 70%.

Сейчас «Аэрофлот», отмечает Савельев, старается в первую очередь выполнить поручение правительства — наиболее безболезненно перевезти пассажиров. При этом гендиректор уверен, что компания не получит взамен деньги или какие-то гарантии, только долю рынка и возможно, маршруты. И Савельев не видит ничего плохого в том, что с уходом «Трансаэро» «Аэрофлот» станет монополистом.

Виталий Савельев, гендиректор «Аэрофлота»:

 — Сейчас «Аэрофлот» занимает более 40%, с учетом падающего рынка. Действительно, существует боязнь того, что «Аэрофлот» вдруг станет доминирующей компанией, займет более 50% рынка, но посмотрите, что происходит за рубежом: Lufthansa имеет более 60% рынка внутренних перевозок, Air France — более 60%, испанцы держат рынок именно на этом уровне. Сейчас у группы «Аэрофлот» на падающем рынке более 40%, но непонятно, чего все боятся? «Аэрофлот» абсолютно надежная компания, государство имеет в ней контрольный пакет.

Также Савельев объяснил, почему в России не будет авибилетов дешевле, чем у «Победы».

Виталий Савельев:

— Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка — это цены лоукостера «Победа», поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит, компания летает себе в убыток. Для компенсации недополученного дохода авиакомпания берет новые кредиты в банке, обещая вернуть деньги на растущем рынке.

Савельев отметил: проблемы «Трансаэро» случились не внезапно и в том числе из-за дешевых билетов. Долг компании существовал достаточно давно, у нее был избыточный парк самолетов, и кризис только обострил ситуацию. Компания начала останавливаться, потому что соотношение долга к EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization — переводится как «прибыль до процентов, налогов и амортизации») у нее зашкаливало за определенные ковенанты, и банк больше не мог дать денег.

Виталий Савельев:

— При этом пассажиры радуются, что у них дешевые билеты. Но я напомню, что почти все россияне имеют накопления в банках. Поэтому те, кто купил дешевые билеты, могут также хранить деньги в одном из этих 15 банков, которые кредитуют «Трансаэро». Когда компания становится неплатежеспособной, банк теряет ликвидность, начинает банкротиться, а пассажир теряет сбережения в своем банке.По словам Савельева, сейчас известно о 458 тыс.проданных «Трансаэро» билетах до 25 апреля 2016 года — из них 118 тыс. приходится на туристов. «Наиболее тяжелый график для «Аэрофлота» — до 15–20 октября, в этот период будем использовать самолеты «Трансаэро». Все пассажиры с билетами на руках вылетят. До 15 декабря мы перевезем 90–95% всех пассажиров «Трансаэро». Если вылет назначен на период после 15 декабря, то деньги пассажирам вернут в полном объеме», — заверил он.



Источники фото: Дмитрий Горчаков, архив




На эту тему: