Она потеряет шесть лет развития: среднегодовой темп за 2014–2018 годы составит от нуля до минус 0,6%, тогда как весь мир за тот же период продолжит расти в среднем на 3,6% в год.
Центробанк представил новый прогноз на ближайшие три года. По мнению аналитиков регулятора, после двух лет фактической стагфляции — торможения экономики в 2014 году и ее спада в 2015-м, при двухлетнем ускорении роста цен, 2016 год станет для России еще одним годом рецессии. К темпам роста экономика вернется только в 2018-м, пишут «Ведомости».
Так, ЦБ ожидает, что цена на нефть из-за избытка предложения до конца текущего года останется в коридоре $45–50 за баррель, а в среднем за год составит $52 (отметим, что сегодня она торгуется на отметке $48,7 за баррель). Спад экономики достигнет 3,9–4,4% (в марте прогнозировали 3,5–4%) из-за более сильного спада потребления и продолжения инвестиционного кризиса. Перехода экономики к восстановлению ЦБ ожидает не ранее середины 2016 года.
Дальнейшее будет определяться динамикой цены нефти. Учитывая это, ЦБ разработал три сценария: базовый — $50 за баррель в 2016–2018 гг., а также два варианта — уход на уровень ниже $40 на все три года или последовательный рост до $75 в 2018-м.
В базовом сценарии рецессия продлится в 2016 году из-за дальнейшего сжатия потребительского и инвестиционного спроса, при этом инвестиционный спад может продлиться и в 2017-м. В 2018-м, после года околонулевых темпов, экономика вернется к росту — на 2–3%. В лучшем случае это позволит ей остаться примерно на уровне 2013 года, потеряв при этом шесть лет развития: среднегодовой темп за 2014–2018 годы составит от нуля до минус 0,6%. При этом, по оценкам МВФ, весь мир за тот же период продолжит расти в среднем на 3,6% в год.
В рисковом сценарии при падении цены нефти ниже $40 в следующем году экономический спад усилится до 5%, в оптимистичном — рецессия ограничится одним 2015 годом, в 2017-м экономика вырастет на 1–2%. В результате в самом лучшем варианте за шестилетку (с 2013 по 2018 г.) экономика России вырастет на 4% при увеличении мировой экономики за тот же срок на 23%.
По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, даже в самом лучшем случае российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше. Помимо волатильности нефтяных цен, отмечает она, на мировые финансовые рынки влияют ухудшение перспектив развивающихся экономик, трансформация модели экономики Китая, неопределенность в отношении ставки ФРС США. Помимо этого, сдерживать рост будут и введенные в отношении России санкции: их сохранение на 2016–2018 годы предполагают все три варианта прогноза Центробанка.
Также ЦБ отложил план пополнения золотовалютного резерва на три года: базовый сценарий предполагает «околонулевую динамику резервов». Возможность пополнения резервов есть в оптимистичном варианте прогноза — на $15 млрд ежегодно; в пессимистичном — из-за усиления волатильности финансовых рынков ЦБ готов к интервенциям и к увеличению кредитования банков в валюте. Набиуллина считает, что при этом нет ни угроз финансовой стабильности, ни тренда на ослабление рубля, но курс сохранит повышенную волатильность из-за колебаний цены нефти.
Основным каналом притока валюты в РФ останется внешнеторговый профицит. ЦБ ожидает, что отток капитала будет формироваться в основном выплатами долга и по мере его снижения сократится до $50–60 млрд в год. При этом во всех трех сценариях ЦБ достигает цели по инфляции — 4% в 2017 году, обещая до тех пор сохранять денежно-кредитную политику умеренно жесткой.
Источник фото: Архив