Компания Алексея Мордашова запустила свою интернет-аптеку

Для этого ей пришлось открыть небольшую, но настоящую аптеку.

Об этом сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на представителя ритейлера Наталью Аристову. По данным издания, новый проект запустила компания «Утконос», владельцем которой является Алексей Мордашов. «Утконос» является крупнейшим интернет-продавцом продуктов питания. Сейчас компания диверсифицирует бизнес и открыла интернет-аптеку. Как уточняют "Ведомости", так она рассчитывает увеличить средний чек.

В мае 2013 года "Утконос" получил лицензию на фармацевтическую деятельность. Традиционная аптека открылась на территории распределительного центра ритейлера около недели назад. Ее площадь — 26,5 кв. м, в штате — пять человек. Вчера заработала еще и онлайн-аптека. 

Как уточняют "Ведомости", лекарства не входят в разрешенный для дистанционной продажи перечень, утвержденный правительством. Поэтому ритейлер лишь обеспечивает доставку препарата из аптеки на склад компании, откуда они развозятся покупателям. Сейчас средний чек заказа в «Утконосе», по словам Натальи Аристовой, составляет около 5000 рублей. Как рассчитывает компания, с началом продаж лекарств в ближайшие три месяца он увеличится на 300 рублей. 

Сейчас «Утконос» продает только продукцию от фармдистрибутора «Протек», но уже ведет переговоры и с другими крупными поставщиками. Лекарства, по словам Натальи Аристовой, были выбраны потому, что продавать их «Утконос» «очень просили покупатели».

Между тем, по мнению экспертов, Мордашов ввязался в не совсем безопасный бизнес. 

«На наш взгляд, это достаточно рискованный проект», — говорит Кристина Танцюра, гендиректор компании «Драгстор тех» по поиску и бронированию лекарства через интернет. Она называет два фактора риска. Первый - отсутствие у российского потребителя четкой связки «лекарство — аптека»: ему сложно переориентироваться  на компанию, «которая никогда не являлась и не является аптекой и где, например, могут в принципе отсутствовать необходимые специалисты по лекарствам и другим товарам аптечного ассортимента». Второй фактор - отсутствует законодательной базы для доставки лекарств через интернет-магазин.

Есть и другие сложности. Как поясняет исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина, в некоторых странах ЕС разрешены и доставка, и интернет-торговля лекарствами. Но там четкие требования к доставке: это должен быть специальный пакет, где должно быть название лекарственного препарата, груз должен быть застрахован, а также должна быть застрахована ответственность аптеки и масса других требований.

«В России правила торговли лекарственными препаратами по законодательству определяются Минздравом. Минздрав не определял таких правил. Фактически “Утконос” работает вне правового поля, так как этот вопрос не отрегулирован. Да, прямого запрета нигде нет, но нет и разрешения», — говорит Неволина.

Наталья Аристова со своей стороны утверждает, что «законодательных препятствий для доставки лекарственных препаратов и средств» в «Утконосе» не видят.

Несмотря на правовые неувязки, онлайн-проекты развивают все крупные аптечные сети - А5, «Ригла», «36,6». Эксперты Data Insight оценивают обороты онлайн-аптек в «несколько сотен миллионов рублей в квартал». 

По сообщению "Ведомостей", сейчас отраслевые чиновники изучают мировую практику регулирования интернет-продаж лекарств. Решение об этом приняла рабочая группа Минздрава и экспертного совета при правительстве. На основе анализа будут представлены предложения по развитию розничного дистанционного рынка лекарств.

Алексей Богомолов

Источник фото: Ведомости