Раньше высшее положение в преступной иерархии не было преступлением как таковым.
Как сообщает пресс-служба судов области, Вологодский областной суд рассмотрел первое дело по ст. 210.1 УК РФ (занятие лицом высшего положения в преступной иерархии). На скамье подсудимых оказались 43-летний Валерий Глебов и 31-летний Георгий Ахалкаци. Их признали виновными по п.п. а, в, г ч. 2 ст. 163 УК РФ (вымогательство группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, с применением насилия и угрозой его применения).
Как установил суд, вечером 7 октября 2019 года в квартире на ул. Петрозаводской в Вологде Глебов и Ахалкаци с применением насилия и угрозой его применения вымогали у некоего С. 1 млн рублей. С еними было третье лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство в связи с его розыском. Когда потерпевший согласился передать деньги, его отпустили из квартиры. Но потом они неоднократно звонили ему с требованиями денег и угрозами, искали его через общих знакомых.
Глебов вину не признал, Ахалкаци признал частично, считая свои действия самоуправством. При поступлении дела в суд Глебову также вменялась ст. 210.1 УК РФ (роль «смотрящего»). По версии обвинения, он с 1 апреля 2019 по 23 декабря 2020 года занимал и занимает высшее положение в преступной иерархии Вологды и имеет криминальный статус так называемого «смотрящего» за городом. Правда, на так называемой «воровской сходке» 5 мая 2019 года он был снят с поста за утрату доверия так называемого «вора в законе».
Но Глебов фактически проигнорировал это решение и вплоть до 23 декабря 2020 года из корыстных побуждений продолжил занимать высшее положение в преступной иерархии на территории Вологды. При этом он позиционировал себя так называемым «смотрящим», разрешал спорные вопросы и совершал преступления.
Глебов в суде вину не признал. Утверждал, что не является и не являлся лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, ничего для этого не делал. Хотя прокуратура представила доводы, что Глебов с момента вступления в силу ст. 210.1 УК РФ (12 апреля 2019 года) и до «снятия с поста смотрящего» (5 мая 2019) имел прямой умысел на занятие высшего положения в преступной иерархии, имел объективную возможность и намерение его использовать и занимал такое положение. Однако суд счел доказательства обвинения недостаточными.
По ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения деяния. До введения в УК РФ ст. 210.1 занятие высшего положения в преступной иерархии преступлением не было.
Поэтому Глебова осудили только по п.п. а, в, г ч. 2 ст. 163 УК РФ (вымогательство) и отправили его на 3,5 года в колонию общего режима, Ахалкаци осудили на 3 года лет условно с испытательным сроком 4 года. А по ст. 210.1 УК РФ суд Глебова оправдал на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ - за отсутствием в его деянии состава преступления.
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован.