С середины 2018 года в России вступит в силу новый ГОСТ, который повлияет на требования к содержанию дорог, в частности — к уборке улиц зимой. Теперь коммунальщики обязаны будут чистить дороги и тротуары качественнее и быстрее, чем раньше.
Уже в следующем году в России ужесточат требования к содержанию автомобильных дорог и тротуаров. В частности, будет уделено особое внимание качеству трасс зимой. Все требования опубликованы Росстандартом. С 1 июня 2018 года национальный стандарт заменит собой ГОСТ 50597–93 25-летней давности.
Ужесточение требований связано с поручением президента Владимира Путина о снижении смертности на дорогах. Особое внимание — зимнее содержание дорог.
По большей части ДТП можно было бы избежать: 80% аварий происходят вследствие наледи, гололеда и наката. Не менее печальна статистика травм у пешеходов –порядка 70 человек ежедневно поступает в череповецкий травмпункт.
Применение пескосоляных смесей, которые и используется сейчас в Череповце, не позволит выполнить положения нового ГОСТа, замечают эксперты. Во многих регионах в последние годы власти отказались от подобных смесей в пользу так называемого «Бионорда». Он состоит из 1–5 миллиметровых гранул неправильной формы, которые растворяются постепенно. Первое время они действуют как фрикционный материал, уменьшая скольжение механическим способом (аналог гранитной крошки). Плавящая способность препарата такова, что он полностью растворяется, не оставляя никаких следов на очищенной поверхности. В отличие от обычной смеси соли и песка, «Бионорд» работает при температуре до –30 ºС.
Именно с уборкой тротуаров связаны многие нововведения ГОСТа. Большая часть требований в новом и старом ГОСТах совпадают, но все-таки есть существенные отличия. В основном они коснутся удобства и комфорта пешеходов. Что изменилось:
Во-первых, увеличилось количество групп улиц: с 3 видов до 6. К магистральным дорогам скоростного движения (А), магистральным дорогам регулируемого движения (Б) и магистральным улицам районного значения транспортно-пешеходным (В) добавились группы: Г — магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги; Д — улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, основные улицы в жилой застройке; Е — второстепенные улицы в жилой застройке, проезды, велосипедные дорожки. В пока еще действующем ГОСТе учитывались лишь основные автомобильные дороги.
Во-вторых, появились требования к очистке не только центральных дорог, но и улиц в жилой застройке. Срок устранения рыхлого («неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части на обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей») или талого снега («снег, превращенный в жидкую массу противогололедными материалами, транспортными средствами и пешеходами») отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости (лед или накат) — с момента ее обнаружения. На устранение рыхлого или талого снега на скоростных магистралях и магистралях общегородского значения будет отводиться по нормам не более 4 часов, для магистральных улиц районного значения и поселковых дорог — не более 5 часов. В течение 6 часов должны быть очищены от талого и рыхлого снега улицы и дороги местного значения, улицы в жилой застройке, проезды и велосипедные дорожки. Аналогичны и сроки устранения зимней скользкости.
В-третьих, появились требования к состоянию магистральных дорог во время снегопада. В ГОСТе прописано, что в период метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог (не считая улиц в жилой застройке, велосипедных дорожек и проездов) допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 сантиметра. Кроме того, добавлен пункт, согласно которому обочины магистральных дорог общегородского и районного движения, а также поселковых дорог должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог — на 50% их ширины.
В-четвертых, в новом ГОСТе появились требования к тротуарам, служебным проходам мостовых сооружений, пешеходным, велосипедным дорожкам и остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. На их покрытии в городах и сельских поселениях наличие снега и зимней скользкости не допускается. В частности, были добавлены сроки по устранению зимней скользкости после снегопада.
Скорость уборки снега на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, а также остановках зависит от пассажиропотока. Если интенсивность движения пешеходов превышает 250 человек в час, то убрать рыхлый и талый снег городские службы обязаны в течение 60 минут, если менее 100 человек — за три часа. Устранить зимнюю скользкость коммунальщики обязаны от 12 до 24 часов, в зависимости от трафика.
В-пятых, в ГОСТе прописано, что в течение 6 часов должны быть убраны от снега заездные карманы остановок. Это значит, что проезжая часть и пешеходные зоны в городах со следующей зимы должны быть полностью очищены от снега и наледи в максимально короткий срок.
Юлия Муравьева