Начальник департамента ТЭК в прямом эфире ответила на вопрос о формировании нормы мусорообразования
Зачем Вологодской области нужна реформа в сфере обращения с ТКО и можно ли было оставить все, как есть?
В своем ответе Евгения Мазанова обратилась к прошлому, сказав, что на территории большинства субъектов РФ полигоны ранее не строились из-за их дороговизны и ранее управляющие компании или иные организации, отвечающие за вывоз мусора, зачастую, не довозили отходы до санкционированного полигона и выбрасывали в ближайший карьер.
— Это гораздо дешевле, чем сортировать и захоранивать отходы на полигоне. Из-за этого в России появились десятки тысяч свалок гигантских площадей. Посчитано, что на территории Вологодской области у нас сформировалось 186 несанкционированных мест размещения отходов, общей площадью 327 Га, это порядка 570 полноценных футбольных полей.
Весь этот мусор располагается без защитного слоя на территории полей, оврагов и лесов. То есть, все яды и содержимое мусора попадает в почву, а затем может проникнуть в более глубокие слои земли, попутно отравляя воду, что скажется на здоровье граждан и экологии.
Государство, оценив масштаб бедствия, взяло сферу под свой контроль, создав управление, отвечающее за организацию всех этапов движения отходов — так появились региональные операторы, отвечающие за сбор, транспортировку, сортировку и захоронение мусора на объектах, соответствующих законодательству, то есть, приносящих наименьший вред экологии.
«Для этого и появилась система: чтобы исключить появление новых свалок, постепенно ликвидировать существующие и выстроить новую отрасль экономики».
Почему некоторые регионы отказались [от введение мусорной реформы], так как не готовы. Вологодская область всегда готова, получается?
По состоянию на 1 января 2019 года 17 из 85 субъектов Российской Федерации перешли на новую форму обращения с отходам. Отсрочку получили только города федерального значения.
«Москва и Санкт-Петербург отложили проведение реформы, потому что в пределах городов не сформированы или нельзя размещать объекты захоронения, согласно законодательству. За отведенный срок, города должны сформировать территориальную схему (документ, согласно которому происходит все движение отходов — от сбора до захоронения) и выстроить полигоны. Поэтому они и получили право на отсрочку. Остальные субъекты, которые не перешли на новую форму, стремительно переходят, ведь максимально полученная отсрочка — полгода. Вся процедура отбора региональных операторов, территориальной схемы, региональной программы должна быть выполнена. У нас вся эта подготовительная работа была выполнена, поэтому оснований для переноса не существовало».
Что вы можете сказать по поводу многочисленных восклицаний вологжан о завершении [формирования] нормативов ТКО? Почему нормы в маленьких городах с большим количеством неблагоустроенных домов с печками и т.д. приравнены к большим городам?
Существуют определенные рекомендации и требования к определению нормативов накопления ТКО. Методические рекомендации говорят о том, что измерения должны производиться 4 сезона на протяжении не менее 7 дней на каждом объекте образования с использованием стандартизированных средств измерения, которые могут позволить определить вес и объем отходов. Объекты, на которых будут проходить измерения, были определены в 2016 году. Замеры производила подрядная организация АНО «Институт Развития Регионов», работа производилась еще до момента объявления конкурсных процедур по отбору регоператоров.
— Мы считаем, что именно способ независимой экспертной оценки по фактическим измерениям является наиболее объективным и достоверным. Действительно, дифференциация накопления отходов по сезонам и даже по населенным пунктам — существует. По результатам измерений получилось, что каждому виду отходообразователей [физ.лица, образовательные учреждения, предприятия, — прим.ред] установлены нормативы. Например, норматив для села в Вологодской области меньше, чем для города. Я хочу сказать, что такие нормативы присутствуют в разных городах. Например, в Санкт-Петербурге — 2,055, в Ярославле — 2,138 [в Вологодской области — 2,615 куб.м/год] — для МКД. Но у нас норма меньше для индивидуальных домов — в Ярославле — 2,423, в Вологде — 2,1* куб.м/год. Все определено по фактическим замерам и, соответственно, эта норма вошла в состав платы за вывоз ТКО.
.*Портал Gorodche.ru не нашел в приказе об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Вологодской области графы, где определен тариф для индивидуальных жилых строений.
В норматив образования ТКО включен также объем образования крупногабаритных отходов. Норматив — это средняя величина по всем отходообразователям.
Почему за детей и за взрослых одна сумма?
Вычленение отдельных категорой для городского и сельского населения. Единицы измерения и норматив установлены в двух величинах — куб.м/год и кг/год. В соответствии с нормативами, 1 человек, проживающий в городе, должен производить 0,9 кг мусора в день.
«Маленький ребенок может еще больше отходов генерить — это средства личной гигиены, баночки из-под питания и многое другое. Не все могут выкидывать баночки, но и норматив — это средняя величина. Поэтому я считаю, что и ребенок вполне может производить такое количество отходов. В норматив также включены отходы, образовывающиеся в процессе жизнедеятельности человека — это, например, товары, потерявшие свои потребительские качества — диваны, технкиа косметический ремонт».
30 семей принимают участие в эксперименте по взвешиванию мусора. 15 семей будут сортировать отходы, 15 — выбрасывать как обычно. Будут ли результаты эксперимента основанием для перерасчета нормативов?
«Еще раз объясняю, что норматив определяется по методике, в соответствующих населенных пунктах, на определенных площадках, на которые были составлены паспорта и произведены соответствующие расчеты. На сегодняшний момент норматив определен и это пока единственная объективная информация, потому что замеры охватили всю территорию Вологодской области. Других оснований для пересмотра норматива нет».
Позже Евгения Мазанова отметила, что пересмотреть норматив все-таки можно и такое право дано департаментом ТЭК региональному оператору — при необходимости можно будет произвести повторный замер накопления отходов. Но все по той же методике «7 дней-4 сезона», то есть, для пересмотра потребуется весь год.
Платеж обязателен или нет?
Сравнивая реформу обращения с ТКО с Фондом капитальных ремонтов, начальник департамента подчеркнула, что оплата в Фонд — это взнос на проведение работ и капитальный ремонт не является коммунальной услугой. Обращение с ТКО — коммунальная услуга, на которую распространяются льготы, и как за любую другую коммунальную услугу — не платить за вывоз мусора нельзя.
— Кроме того, договор по обращению с ТКО является для населения договором публичной оферты. Подписывать его необязательно, уведомление регионального оператора через официальные источники произошло, соответственно, все отходообразователи считаются заключившими договор. Все юридические лица обязаны заключить договор с региональным оператором, потому что за незаключение предусматривается система штрафов.
Предусмотрено ли со временем увеличение платы?
«Ежегодно доля инвестиционной составляющей в затратах оператора будет только расти. При этом, увеличение платы граждан не может происходить выше предельного индекса* платы за коммунальные услуги».
*Индекс по субъекту Федерации определяет максимальный допустимый рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. В первом полугодии 2019 года индекс изменения размера платы составляет 1,7%, во втором полугодии платеж проиндексируется на 2%.
Строительство мусороперерабатывающего завода.
По словам Евгении Мазановой, согласно территориальной схемы, в Череповце предполагается строительство мусороперерабатывающего завода с тремя линиями переработки. Население не будет оплачивать его строительство — это чистый бизнес и в тариф затраты на строительство не включены.
Полная версию интервью с начальником департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Евгенией Мазановой:
Маргарита Назарова
Источник фото: скриншот прямого эфира