Часть выпуска еженедельной программы «Парфенон» знаменитый череповчанин посвятил родному городу.
Леонид Парфенов провел экскурсию по Череповцу, рассказав о местном менталитете, ситуации в кризисное время, отношении горожан к советском пропаганде и детской травме, связанной с этим явлением.
Экскурсию по городу Парфенов начал с площади Металлургов. Архитектуру старого Череповца журналист назвал памятником позднему сталинизму и раннему брежневизму.
— Таких зданий в стране тьма тьмущая. Это центральная площадь города — площадь Металлургов. От нее идет улица Металлургов, там дальше — улица Сталеваров, бульвар Доменщиков. А как вы хотели в столице черной металлургии?
Парфенов вспомнил о «креативе местных пропандистов».
— На одной стороне ограды в Комсомольском парке была цифра «1917» и дальше длинная надпись «Победа коммунизма». В центре парка — Ленин, выполнявший здесь функцию тире. На второй стороне ограды надпись «неизбежна» и год, который сейчас на дворе. Ежегодно цифры меняли. Хотел посмотреть, как в 1970 году будут меня аж две цифры, мечтал год. На зимних каникулах их так и не поменяли, потом школа, дежурить было некогда. Через некоторое время всё же появились эти грубо-новые цифры. Я расстроился, даже обиделся. Детская травма, которая на чем- то отразилась. Забыть не могу. Каждый раз, когда здесь бываю, вспоминаю по 1970 год, облом детской мечты.
Череповец у Леонида Парфенова с детства воспринимался как город, где работа была главной ценностью для людей. По словам журналиста, советских пропагандистов горожане воспринимали как людей, которым нечем заняться.
— Убеждение, вынесенное из детства в Череповце, — у людей всегда много работы. У нас говорили: «Отец работает на заводе», не уточняя на каком. И даже сосед спьяну бывало выйдет во двор: «Ребята, какая сегодня смена?» Не число интересует, не день недели, а какая смена сегодня работает на этом непрерывном производстве. И тогда он поймет, сколько пил, сколько пропустил и когда ему снова на завод. Отношение к пропаганде и к пропагандистам — мол вольно им краснобайствовать, у них работы-то нет. Лозунги, правильные речи — это какой-то посторонний мир, который не имеет отношения к реальной жизни и работе, — говорит Парфенов.
Парфенов с сожалением рассказал об упадке магазина с Вологодским маслом на пл. Металлургов во времена «еще бодрого Брежнева».
— Я, будучи студентом старших курсов, привозил в Череповец родным к праздникам масло, колбасу, гречу и апельсины. По книжечке «Люби и знай свой край» мы изучали деяния братьев Верещагиных. Совсем конфузно было гордиться Вологодским маслом в его отсутствие.Это уже про достоинство, — говорит Леонид Парфенов. — Опять надвигается осень, а маме не достали сапог. Мои мама и тетя любили попить чай с конфетой из настоящего шоколада. В Череповце таких не было. И эта невесть какая прихоть педагога и инженера стоили мне битвы в магазине им. Крупской в Ленинграде.
Череповецкий эпизод «Парфенона» снимался 26 марта. Известного земляка с сэлфи-палкой горожане застали на пл. Металлургов. |
Также в новом выпуске Парфенов разбирает отношения между властью и обществом, вспоминая слова бывшего губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, назвавшего людей, которые вышли на митинг на главной городской площади, бузотерами, показывает Ферапонтов монастырь и повествует о балете «Анна Каренина».
Парфенон #7: Кемерово: мы и власть, Ферапонтово: стихи и фрески, Большой: Каренина — первая леди
Елена Миронова
Источник фото: скриншот шоу "Парфенон"