Экс-ректор ЧГУ сделал громкое заявление о новой системе высшего образования

Об этом замминистра и бывший ректор ЧГУ Дмитрий Афанасьев сказал накануне на заседании совета ректоров творческих вузов в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, пишут «Ведомости». Россия сохранит «позитивный опыт» Болонской системы, при этом возврата к советским практикам не будет, заявил он, уточнив, что надо «спланировать переходный период в той структуре, которая будет нами [всеми] поддержана».
24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал Болонскую систему «прожитым этапом».
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Болонская система — это реализация положений декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 г. Сейчас стран, которые участвуют в Болонском процессе, 49, включая Россию. Задачей подписанного соглашения была попытка создать единые унифицированные стандарты обучения в университетах разных государств. Система включает бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году и полностью перешла на него с 2011-го.
Россия входила в Болонскую систему добровольно, что позволило повысить качество обучения и даже разработать массовые онлайн-курсы. Но интеграция науки и образования в мировое образовательное пространство была недостаточной. У нас не было такого оснащения, как в иностранных вузах, нет должного финансирования научных разработок на уровне вузов.
За пределами Болонской системы находились медицинские, педагогические вузы и вузы, связанные с культурой и искусством.
Мы не успевали готовить соответствующие кадры, преподавателей, оснащать университеты в регионах. Мы мало приглашали к себе международные инспекции по проверке качества обучения — это делали только отдельные университеты. Если говорить об академической мобильности, то мы мало признавали иностранные курсы и программы: российские студенты могли вернуться после обучения по партнерским программам и пересдавать эти же предметы в своем вузе. Взаимного признания программ не было и в российских вузах.
Сейчас Россия фактически уже отрезана от Болонской системы: наше участие в заседаниях экспертов Болонской системы уже как месяц приостановлено. Мы можем как сторона лишь смотреть протоколы заседаний. Наши программы в реестре не видны для иностранных студентов и преподавателей, хотя и не вычеркнуты. Много контактов было заморожено. В отдельных случаях нашим студентам отказывали в продлении партнерского обучения.
Для нашей новой системы образования может подойти система «2 + 2 + 2», которую поддержал президент РФ Владимир Путин. Речь идет о праве выбора после двух лет обучения в бакалавриате нового направления. Для этого надо создавать сетевое взаимодействие вузов, формируя общую лабораторную, библиотечную базы и современную базу данных, развивать внутрироссийский обмен студентов, преподавателей.
Справка:
Специалитет — уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста. В связи с правилами участия в Болонском процессе квалификационная степень «специалист» в ближайшие годы должна прекратить существование. Для поступающих в вузы стран, участвующих в программе единого европейского высшего образования, останутся академические степени высшего образования - бакалавр и магистр (по данным Википедии).
Источник фото: архив GorodChe.ru
