Цифровые платформы преобразят рынок труда в России

В период пандемии коронавируса ещё большее развитие получили такие популярные цифровые тренды, как онлайн-торговля и телемедицина.

Станут ли цифровые платформы (ЦП) главным заказчиком на рынке труда, и возможна ли их синхронизация с государственными проектами, рассказала кандидат философских наук, доцент СЗИУ РАНХиГС Тамара Гриненко.

Говоря о социальных инициативах платформенных бизнес-моделей, она подчеркнула, что их развитие идёт ускоренными темпами и они будут серьёзно влиять на всю сферу услуг, социальные и политические процессы. В качестве примера эффективных ЦП доцент привела Airbnb, Aliexpress, Apple AppStore, AviaSales, Avito, Booking.com, Boeing suppliers portal, Telegram, Uber, «ПЛАТОН».

«Там, где это целесообразно, ЦП применяются в государственных проектах. Так, сегодня успешно функционирует Единая государственная информационная система, в Северной столице — «Единая система строительного комплекса Санкт Петербурга», а в Крыму — сельскохозяйственная цифровая платформа «Цифровая долина Крым». В скором времени в нашей стране планируют создать цифровую экосистему в сфере строительства, клиент сможет в несколько кликов решить жилищные вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда», — сказала эксперт.

Тем не менее, самые масштабные экосистемы формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.

«Уже сейчас ЦП становятся инструментами борьбы на рынке, способствуя радикальному росту его объёмов и конкурентоспособности компаний. Также это связано с созданием новых рынков», — заявила доцент.

Гриненко уверена, к 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы.

«На сегодняшний день экосистемы — динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. К примеру, «Яндекс» реализует единую экосистему сервисов — доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник. Компанией создано платформенное решение, координирующее работу таксопарка — «Яндекс. Такси», — сообщила эксперт.

Подводя итог, доцент подчеркнула, что активный рост новых цифровых продуктов привел к тому, что они стали представлять собой новый способ организации труда и бизнеса: «Компании, выстраивающие цифровые бизнесы, создадут новые возможности найма сотрудников. Несомненно, ЦП станут дополнительным источником рабочих мест, поскольку вся сфера информационно-коммуникационных технологий активно развивается. С другой стороны, «информационное вмешательство» может привести к серьёзному сокращению традиционных рабочих мест во всех отраслях экономики. Эти процессы приведут к переформатированию рынка труда, сообщает Роскачество со ссылкой на Тамару Гриненко.





На эту тему: