В России готовится новый школьный образовательный стандарт

Его главная идея - индивидуальная программа для школ и персональный подход к ребенку. Планируется, что каждая школа получит возможность самостоятельно разработать учебную программу. Вместе с тем, реформа обойдется в копеечку. Некоторые эксперты сообщают, что - чисто теоретически - удержаться на плаву поможет отмена бесплатного образования. Это, конечно, по словам других экспертов, принесет с собой социальную напряженность.

В России готовится новый школьный федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС 4.0. Его авторами и разработчиками будут считаться все, кто примет участие в обсуждении или предложит вариант проектирования стандарта. Эксперты предлагают основательно модернизировать систему образования. Остается только ответить на вопрос, за чей счет.

Индивидуальная программа для школ и персональный подход к ребенку — главная идея нового стандарта. Каждая школа получит возможность самостоятельно разработать основную образовательную программу (ООП), с учетом профиля и контингента. Нынешний ФГОС 3.0 носит рекомендательный характер, но школы продолжают, как под копирку списывать программы с примерной ООП.

Согласно новому ФГОС 4.0 появятся требования к структуре программы, условиям учебы и результатам, а не к конкретному содержанию предметов, исключается также жесткая привязка учебного материала к годам обучения, будет предписано расшколивание: 10 часов в неделю отведены на внеурочную деятельность, на посещение кружков, секций, экскурсий, лабораторий. Оцениваться будут не только знания, но и компетенции, а особое внимание уделено проектной работе. Обязательно наличие портфолио, где собраны грамоты, дипломы, результаты тестов и другие достижения. Что касается формата уроков, то ставка сделана на искусственный интеллект, учителям же все больше отводится роль наставников, тьюторов.

Качественная модернизация образования обойдется в 1 трлн рублей, по оценке экономистов. В основе недофинансирования лежит как раз растущая стоимость современных стандартов всех уровней образования, включая те, по которым государством гарантирована бесплатность и всеобщность.

«Школа тотально недофинансирована. В этой ситуации даже поддерживать имеющийся уровень образования сложно, не говоря уже о достижении принципиально нового качества.

Во-первых, если мы называем образование национальным приоритетом, то и финансироваться оно должно в приоритетном порядке — больше, чем сейчас, где-то на 1% ВВП.

Во-вторых, что крайне важно в условиях слабого (в лучшем случае) экономического роста, когда денег плюс-минус объективно становится меньше, школы должны стать по-настоящему автономными субъектами образования. Это означает, в частности, что они должны получить возможность самостоятельно искать дополнительное финансирование и самостоятельно распределять имеющееся. Это, в свою очередь, означает снятие искусственных ограничений в образовательной политике. Это отмена обязательного статуса федерального перечня учебников, легализация использования интернет-ресурсов, легализация нормальной экономики сетевой модели.

Многие семьи готовы софинансировать общее образование — легально и при гарантии качественного результата, который становится важнее мантры о бесплатности. В противном случае не было бы такого роста семейного обучения», — говорит член Комитета гражданских инициатив Андрей Галиев.

Принимают ли россияне

Социологи прямо предупреждают об опасности такого подхода. Бесплатное образование гарантировано налогоплательщикам государством.

Пересмотр или открытое неисполнение этих гарантий чревато для России социальным напряжением: 60% населения объективно не располагает достаточными средствами, чтобы на желаемом уровне финансировать и даже софинансировать образование своих детей, говорится в докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Гипотетический сценарий «платности» и даже сценарий обязательных соплатежей в общеобразовательной школе неприемлемы, поскольку приведут к росту социального расслоения через образование.

Важно разнообразие

Но аргументы авторов инициативы ФГОС 4.0 вполне убедительны. Сегодняшний первоклассник выйдет из школы в 2031 г. Кто знает, как будет устроена экономика? Детей нужно не столько учить предметным знаниям, сколько формировать у них гибкие универсальные навыки, коммуникационные способности, критическое мышление, soft skills и главное — умение самостоятельно учиться и находить для этого стимул, считают эксперты.

Директор Института психологии имени Л.С. Выготского Татьяна Марцинковская:
«Мы не знаем, какие профессии будут востребованы через 10 лет, жизнь развивается стремительно. Тем не менее все, что связано с программированием, с когнитивистикой в широком смыслом слова, с самопрезентациями, развитием личности в интернет-пространстве, смешение реального и виртуального — это предметы, которые надо давать.

Чтобы этому способствовать, предлагается ввести сертификаты на образовательные модули, которые позволят детям выбирать способ обучения и интересующие их дисциплины в сети школ. Сертификаты на повышение квалификации могут быть выданы и учителям. Разумеется, кто-то должен эти сертификаты оплачивать.

Вариативности не препятствует и ныне действующий ФГОС. Но прогресс остался на бумаге: за 10 лет государство не изыскало ни должных кадровых ресурсов, ни финансирования на массовую переподготовку учителей, повышение квалификации, освоение современных технологий, модернизацию оборудования и пересмотр программ подготовки в педагогических вузах.

Родители массово переводят детей на домашнее, оно же семейное образование. К сентябрю 2019 г. на него ушло более 100 000 детей, а в 2017 г. было 8500. Ситуация с пандемией вынужденно закрепила за дистанционным обучением статус перспективного. По факту — отнюдь не для всех».

Мировые тренды

В этом году полмиллиона школьников не смогли принять участие в дистанционном обучении из-за отсутствия интернета и технических средств.

Руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин:

«Если ты не имеешь современных средств коммуникации, ты исключен из образования. Нужны равные возможности.

Удалёнка, действительно, позволяет жителям труднодоступных районов получить приемлемое образование. Государству это обходится сравнительно недорого. Однако, по данным РАНХиГС, 67% преподавателей считают, что дистанционный формат неудобен и некомфортен. По качеству он приравнивается к заочному и не способствует наращиванию горизонтальных связей, за которые даже в советское время ценился молодой специалист. В той форме и с теми программами, через которые дистант реализуется сегодня в России, для большинства он невыгоден и может стать сдерживающим фактором стратегического развития, если будет нормативно закреплен еще на 10 лет вперед.

Игровые формы виртуального образования, сетевые классы — это мировые тренды, и четвертый ФГОС вполне способен ориентироваться на них, исходя из принципа равных возможностей. Тем более что нацпроект «Образование» декларирует создание к 2024 г. инфраструктуры для подключения всех школ страны к быстрому безлимитному интернету».

«Это открывает большие перспективы для новых, не аффилированных с издательствами цифровых образовательных проектов, включая проект Сбербанка — создать конкурентную всероссийскую цифровую образовательную платформу. В борьбе цифровых проектов за влияние на школы нивелируются многие преимущества корпораций, бесспорные в мире бумажных учебников. Рынок школьных учебников будет вынужден конкурировать с цифрой, и последствия тоже необходимо учитывать при разработке стандарта», — говорит Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября».



Источник фото: rayonka.pp.ua




На эту тему: