Поэты Череповца рассказали журналу "Глянец", каково творить в нашем городе
Мы спросили лучших череповецких поэтов разного возраста и литературного стиля о том, каково творить в сегодняшнем Череповце, какую пользу приносят стихи поэту и читателю и как отличить поэта от стихоплета.
Виктор Кичкарев
|
---|
Григорий был отъявленным красавцем-ловеласом, Без скромности, орёл в две дюжины талантов, Увы, не робот, он влюблялся иногда, глотая Не парадоксов друг, латентный праздник, |
Виктор Кичкарев уже два десятка лет остается ярчайшим бриллиантом на поэтической сцене Череповца. Смешав фантазию и вычурность стихов Игоря Северянина с мощной актерской подачей Владимира Маяковского, громкий и незаурядный Виктор Кичкарев на своих выступлениях берет внимание зрителя в кулак и не отпускает до последней стихотворной буквы. Произведения Кичкарева на публику может читать только Кичкарев, в исполнении других они становятся пресной минералкой, из которой выпустили газ.
«От одного до ста лет включительно — таков возраст тех, кому нравится моя поэзия», — нескромно и несколько самоуверенно, как и положено всем «маяковским», утверждает он. «Мои читатели, как правило, оптимистичны, улыбчивы и интеллигентно романтичны, — говорит он. — Некоторых из них интересует помогающая в жизни мистика, а многие влюблены и потому не стареют душой».
Окрыленных любовью и не желающих стареть душой вокруг Виктора Кичкарева всегда много, от недостатка женского внимания он никогда не страдал. «Девушки и женщины чувствуют мою магическую связь с астралом и тонкими мирами, — заявляет он. — Быть может, не всем из них так уж нужны стихи, но им очень важно окунаться в мое литературное энергополе, получая заряды огненных эмоций, которые крайне необходимы в серой, будничной жизни. В обнимку с моей поэзией мир становится цветным и вкусным».
В этом мире Виктор Кичкарев и живет, утверждая, что поэтический дар и природный артистизм принесли ему множество пользы и спасут его в любой ситуации. «Мои оригинальные произведения всегда помогали мне продвинуться и преуспеть в жизни, — говорит обладатель Гран-при конкурса «Король поэтов», чьи стихи в разное время были опубликованы почти во всех поэтических сборниках Вологодской области. — Благодаря стихам я подружился с невероятнейшими людьми: волшебниками, миллионерами, артистами и пророками. Благодаря стихам я несколько раз получал творческие, креативные работы, в которых совершенствовался и преуспевал. Я выслушал сотни захватывающих жизненных историй от неординарных людей, впечатлившихся моими стихами». Свое первое стихотворение Виктор написал в 9 лет. Название помнит («Про силу и усталость»), а содержание забыл. Впрочем, об усталости он не вспоминает, он и сегодня пишет со скоростью один-два стиха в неделю.
Александр Якунов
|
---|
Через два светофора на третий |
Пронзительный лирик, автор двух сборников и член Союза российских писателей Александр Якунов большую часть жизни провел в учебных заведениях. Сначала учился, потом преподавал. Неслучайно и первое стихотворение сочинил за партой — будучи первоклассником, стал рифмовать для увеселения соучеников. «Позднее стал придумывать стихотворные эпиграфы к своим сочинениям и подписывал их именами классиков, — рассказывает он. — Гугла тогда не было, и проверить было непросто».
Главной темой своего творчества Александр Якунов считает «любовь в провинциальном городе», ее по мере сил исследовал как теоретик и практик. Плодами изучения стали трое прекрасных детей и десятки, если не сотни стихов. Поэт уверен в том, что стихи действуют на современных девушек абсолютно так же, как и во времена Пушкина, и почти всякая разомлеет, если услышит посвященное ей стихотворение. Но сам Александр Якунов в этих целях свой дар не использовал, добивался расположения возлюбленных, как сам признается, «земными способами».
«Пишу для себя и близких, не подстраиваюсь ни под какие социальные заказы, — признается поэт. — В фестивалях и конкурсах обычно не участвую, считаю, что поэзия — не соревновательное дело». Поэта от стихоплета Александр отличает по степени самокритичности: поэт всегда сомневается в качестве стихов, в то время как стихоплета тянет выступить на публике. По его словам, стихи в последнее время сочиняются редко. Чаще всего первые или последние строки рождаются сами собой, после чего наступает процесс их проговаривания — к одним цепляются другие, потом появляются четверостишия и строфы.
А потом поэт ждет бессонной ночки для того, чтобы перенести строки из головы на бумагу и отшлифовать. Одним из последних творений Александра Якунова стал цикл «Женская анатомия», в котором он в присущем ему лирико-юмористическом стиле описал части тела слабого пола, сводящие с ума мужчин. Носик, глазки, ушки и другое-разное. «Да, я спортивна, я упруга. Но если б знал, охальник, ты, как много тратится досуга на эти дивные черты!» — пишет поэт. Угадайте, о чем?
Максим Приходский
|
---|
Под ветрами грозовыми Всё, что времени подвластно, На плече лежат кристаллы, |
Максим Приходский не только пишет хорошие стихи (и считается одним из лучших молодых поэтов Череповца), но и обладает внешностью настоящего поэта, что совпадает в одном человеке далеко не всегда. Благородное лицо, длинные волосы, длинные пальцы, худощавое телосложение… Вместе с тем образ поэта-ландыша к нему неприменим, он настоящий борец. С чем? С информацией, которая льется на современного человека потоками, оставляя его в недоумении и хаосе. «И это разочаровывает, парализует и убивает в человеке желание что-то делать. Человеческие чувства, мысли и фантазии в условиях неопределенности — вот о чем я пишу», — говорит он.
Впрочем, в своем первом стихотворением, написанном в 16 лет, Максим Приходский не с хаосом боролся, а чувства изливал. «Обстоятельства были самые банальные — первая любовь, — рассказывает он. — И это чувство побудило меня отразить свои переживания в слове. Это был тот возраст и то время, когда литература интересовала меня как предмет — просто сел и написал первое стихотворение. Причем на английском. А вскоре и второе, по-русски». С тем, что поэзию можно использовать как инструмент для покорения возлюбленной и привлечения внимания, Максим соглашается. Но с оговорками. «У современных девушек стихи пользуются немассовым спросом, — говорит он. — Хорошее творчество заслуженно вызывает уважение и желание узнать автора как человека. Вы можете заниматься балетом, файер-шоу или живописью, но если вы делаете это с интересом и самоотдачей, то найдутся люди, которые заинтересуются вами».
Первые годы, открыв в себе поэтический дар, сочинял много и часто, но с возрастом стал более избирателен и сдержан и сейчас уверен, что настоящие стихи рождаются с периодичностью раз в 1–2 месяца. «Что отличает поэта от других? Думаю, наблюдательность и живой ум, — считает Максим. — На мой взгляд, это и есть основа поэтического мастерства. А все остальное, например техника стихосложения, придет с литературным опытом». За 10 лет творческой жизни Максим Приходский издал два сборника стихов и книгу по стихосложению, в его активе масса региональных наград и медаль финалиста международного конкурса «Русский Still». «Но своими настоящими поэтическими достижениями я считаю несколько стихотворений, которые получились по-настоящему хорошими», — говорит он.
Александр Пошехонов
|
---|
Я взял на рыбалку кота и собаку, Я их пожурил за возню необидно, Я рыбы запас на четыре недели, |
Александра Пошехонова, пожалуй самого известного в России череповецкого поэта, любят за естественность, простоту и не показную народность. Даже фамилия и та выдает местное происхождение — с рекой Шексной они одного корня. Более полувека Александр Пошехонов был городским поэтом, а в последние годы стал деревенским: три четверти года он живет в родном селе Доронино Череповецкого района, да и в холодные зимние месяцы навещает его еженедельно. В новых стихотворениях Пошехонова, написанных во время последнего деревенского сидения, каждое второе воспевает тихую затворническую жизнь вдалеке от скопления людей. «Разъехались ушлые дачники, сподручнее в городе жить, а мне, старожилу-собачнику, деревню зимой сторожить», — говорится в одном из его новых стихотворений. Впрочем, в Доронино он не отшельник, а начальник, точнее, официальный деревенский староста. И вообще большой человек. В домозеровской школе, что в нескольких километрах от Доронино, уже 10 лет работает музей Александра Пошехонова с четырьмя сотнями экспонатов. И сам поэт нередко забредает в него на прогулке, дабы почитать стихи.
«В городских условиях духовную умиротворенность найти сложно, почти невозможно, — говорит Пошехонов. — И тому, кто ее ищет, есть только два пути: либо в деревню, либо в монастырь. Я с деревней связи никогда не прерывал, вся жизнь моя была с ней связана. Пишется здесь хорошо, но я бы не сказал, что деревня как-то изменила мое магистральное направление творчества. Я стараюсь не злоупотреблять экспериментами, не затрагивать модных тем, которые чужды сердцу и разуму. Пишу по наитию, не подгоняю себя и не вымучиваю стихи, если сверху не снизошло, идея не возникла и мысль не созрела. Иногда неделями не прикасаюсь к тетрадному листу и ручке». Первое стихотворение он сочинил в 6 лет — написал вдруг рифмованную загадку про сметану.
Трудовая жизнь Александра Пошехонова прошла на металлургическом комбинате, работал составителем поездов в управлении железнодорожного транспорта. И он не скрывает, что многие годы стихи приходили во время работы. «Первые книги почти целиком написаны на производстве — на подножке вагона, в кабине тепловоза», — говорит он.
Антон Маневич
|
---|
Фотоальбом на полке пылится. Фото — всего лишь секунда из жизни, Вот дом, где прошло беззаботное детство, Вот юность, которую мы не ценили, |
Основатель и лидер известной череповецкой рок-группы «ТакиHARDия» Антон Маневич в своем коллективе отвечает за тексты, музыку и соло-гитару. Понимая, что за оглушающей громкостью рок-металла поэтические нюансы могут ускользнуть от слушателя, Антон тем не менее поэтического уровня своих текстов не снижает, работает над ними тщательно и подолгу.
Гитара всегда была его соавтором. Антон рассказал о том, что к сочинительству его толкнули почти 10 лет назад песни Виктора Цоя и приобретенная акустическая гитара. «На первых порах выходило нескладно, но начало было положено, — говорит он. — Для меня в приоритете всегда было написание текстов и музыки для группы, а стихи периодически пишу, если что-то созревает». Приоритет понятен. По словам Антона, к «голым» стихам внимания и интереса меньше, чем к положенным на музыку. Концерты «ТакиHARDии» собирают изрядную аудиторию (группа побеждала в фестивале «Прыжок выше головы», выступала с такими группами, как «Слот» и «Louna», а также на разогреве у экс-солиста «Арии» Артура Беркута), и девушек среди его фанатов едва ли не большинство. «Да, девушки проявляют определенный интерес, — говорит он. — Кроме того, появляются люди, с которыми можно поговорить о музыке, гитарах, выступлениях и т. д.».
Свою песенную поэзию Антон Маневич условно делит на две категории — мифологическую и внезапную. Многие песни «ТакиHARDии» представляют собой переложение мифов и легенд древнего мира, а потому, желая написать о древнегреческой прорицательнице Кассандре или римских гладиаторах, он окунается в изучение исторического вопроса. Пускай на концертах «ТакиHARDии» историков пока не замечали, но Антону важно передать исторические реалии. «Другая категория — это те песни, которые идут от души, — рассказывает он. — Внезапно в голову приходят какие-то слова, и песня рождается будто и без моего участия… Только успевай записывать. Иногда сначала появляется какая-то музыка, просто гитарный рифф, и он толкает меня на написание текста, иногда наоборот. По-разному бывает».
Источник фото: widefon.com