Актеры Камерного театра, главной труппы Череповца, накануне открытия театрального сезона рассказали нашему корреспонденту, как пришли на сцену, о каких ролях мечтают, как готовятся к спектаклям, о том, что любят и что вдохновляет.
Мы часто видим их на сцене, но знаем о них мало, зато сыгранные ими персонажи учат нас жить и помогают в сложных ситуациях. Они мечтают сыграть Гамлета и Жанну д’ Арк, а выходят на сцену в костюмах зайчика и мухомора. В день спектакля они ни с кем не разговаривают, а после него не имеют сил говорить и слов для выражения эмоций. Они танцуют в гримерках для разминки и повторяют роль с пробкой от шампанского в зубах для тренировки дикции. И каждый их выход на сцену, в костюме любого персонажа — попытка донести до зрителей нечто сокровенное и выстраданное, заставить задуматься.
Алена Родина
Занята в спектаклях «Выходили бабки замуж», «Свободная пара», «Золушка», «Васса». ДЕВИЗ: Во всем идти до конца |
— Как возник театр в вашей жизни?
— Я училась в ЧГУ на 1-м курсе филологического факультета. Однажды мальчик с нашего курса позвал меня и еще двух девчонок в народный драматический театр. Девочки хотели играть красавиц и роли с большой буквы. Сразу. А так не бывает. Поэтому на второй репетиции их уже не было. Я хотела просто играть — хоть Бабу-ягу, хоть коврик, все равно. Пришла. Прочитала свои стихи. «А еще что-нибудь?» — спросил режиссер. Я прочитала Марину Цветаеву. Попала в точку. Передо мной сидел обожатель Цветаевой и всего Серебряного века — Владимир Федорович Пыльников, потрясающий человек и режиссер. Я поняла тогда, что режиссер вот именно таким и должен быть. Так начался мой первый театр, и это был мой первый учитель по актерскому мастерству.
— Есть ли у вас особый способ настраиваться перед спектаклями, входить в роль?
— Особого способа нет. Главное, за несколько часов до спектакля хорошенько поспать, «выпасть из действительности». То есть абстрагироваться от быта, настроиться только на себя, на текст героя и «войти» в него. От родственников прошу одного — ничем не расстраивать. Да, еще в течение дня стараюсь не расплескивать эмоции. Все эмоции, накопленные и полученные в этот день, выйдут на сцену.
— Есть у вас любимая роль и роль-мечта?
— Из детских спектаклей любимая роль —
Сыроежка. Потому что, когда готовили спектакль, я думала, что буду играть одну из поганок. А режиссер Олег Хорошавин дал роль на сопротивление — положительную Сыроежку. Вообще мне нравится, когда во мне режиссеры находят что-то новое, не «штамповое». А поверьте, это все есть: от клоуна до трагика. Сама ощущаю, потому что я личность сложная. Из взрослых спектаклей любимая пьеса — «Собака» Валентина Красногорова, я играю там одинокую несчастную женщину, работающую на живодерне.
— В чем главная особенность профессии актера?
— В том, что почти все праздники — вне семьи. В том, что доставляешь удовольствие или неудовольствие зрителям. И еще: что бы дома ни произошло (даже трагедия, тьфу-тьфу-тьфу!) — на работе, на сцене ты должен улыбаться и прийти в любом случае. Особенность профессии актера — ты в ней всегда, даже дома, даже во сне. Из творческого процесса, если он запущен, выпасть нельзя. Нельзя выйти из театра на улицу и забыть, что ты — актер.
— Видите ли вы какую-то миссию в профессии актера, какова она?
— В любой профессии есть миссия. И если рассуждать широко, каждый человек выполняет в жизни свое предназначение. Моя миссия в профессии актера — растревожить зрителя, пообщаться с ним по душам, заставить задуматься над тем, что давно в прошлом…
— Продолжите фразу: «Настоящий театр отличается от не настоящего тем, что…»
— Настоящий театр отличается от не настоящего тем, что в настоящем актеры не играют, а проживают роли и работают своим нутром, на износ, с предельной искренностью.
— Что самое приятное в профессии актера и что более всего раздражает?
— Самое приятное, когда в книге отзывов пишут: «Родина — огонь!» Или встречаешь знакомых, и они говорят: «Спектакль помог. Я многое в жизни переосмыслил». В этой профессии меня ничто не раздражает. Звезд из крупных городов, наверно, раздражают желтая пресса, навязчивые поклонники. А мы живем в таком городке, в котором популярность и узнаваемость не только бы не раздражала, а радовала бы.
Марьяна Батятина
Занята в спектаклях «Любовь до потери памяти», «Кентервильское привидение», «Хэллоуин для россиянцев». |
— Как возник театр в вашей жизни?
— В детстве мама часто водила меня в театр. Я до сих пор помню свои ощущения, когда мы приходили в театр, садились в зрительном зале и я с нетерпением ждала, когда же откроется занавес и начнется спектакль. Это было для меня настоящим чудом, волшебством. Еще я любила сочинять сказки и показывать их моим родным и друзьям. Действующими лицами выступали мои куклы и игрушки. Театр всегда завораживал меня. Однако после школы я не решилась поступать в театральный институт. Выбрала другую специальность. Но спустя какое-то время поняла, что никакой другой профессии, кроме актерской, я для себя не вижу. Поступила в Ярославский театральный институт, работаю в театре и очень счастлива.
— Есть ли у вас особый способ настраиваться перед спектаклями, входить в роль?
— Обычно я прихожу в театр за два часа до начала спектакля. Сначала надеваю костюм, гримируюсь, парикмахер делает мне прическу. Дальше необходимо прокрутить в памяти биографию своей героини, вжиться в ее характер, прочувствовать эмоции, которые она испытывает, и жизненную ситуацию, в которой она находится в данный момент. Для меня перевоплощение в роль происходит именно так.
— Каковы ваша любимая роль и роль-мечта?
— Моя любимая роль — миссис Отис в спектакле «Кентервильское привидение». Эта женщина красива, элегантна, счастлива в браке, имеет троих детей. В принципе, это моя мечта и в жизни — быть счастливой женой и мамой. И еще прелесть этого спектакля в том, что действие происходит в старинном английском замке с привидением. Когда ты оказываешься, пусть даже на сцене, в таких не бытовых ситуациях, это действительно завораживает. Что касается роли-мечты… Есть роли, которые мне очень хочется сыграть. Но как говорится, о своих мечтах лучше не рассказывать до тех пор, пока они не осуществились.
— В чем главная особенность профессии актера?
— Самое главное — это вера в реальность происходящего на сцене. А также возможность управлять своими эмоциями и чувствами.
— Видите ли вы какую-то миссию в профессии актера, какова она?
— У зрителей есть разные предпочтения. Кто-то приходит в театр на комедии, чтобы отдохнуть. Кто-то приходит на серьезные спектакли, задумывается о важных жизненных вопросах и, возможно, получает на них ответы. Миссия актера в моем понимании заключается в том, чтобы зритель, придя в театр, получил то, за чем он туда пришел.
— Продолжите фразу: «Настоящий театр отличается от не настоящего тем, что…»
— Мне кажется, что настоящий театр нацелен на качество спектаклей, а не на коммерческую выгоду.
— Что самое приятное в профессии актера и что более всего раздражает?
— Самое приятное в профессии актера — это возможность, играя разные роли, прожить множество жизней. Каждая роль — это возможность побыть другим человеком, оказаться в ситуациях, в которых ты, возможно, никогда не окажешься в реальной жизни. Разные роли, разные характеры, разные обстоятельства. Это действительно интересно.
Майя Басова
Занята в спектаклях «Васса», «Таланты и поклонники», «Приключения Мухомора» |
— Как возник театр в вашей жизни?
— Творчество впитала, как говорится, с молоком матери. Мама — очень творческий человек, папа хотя и военный, но в его руках гитару я помню часто, так же как и песни-импровизации про нас с братом. Вся семья родом из Калининграда, папу перевели в Череповец, когда мне было пять. Мама создала здесь театр «Колесо», в спектаклях играли и люди, и куклы. Мы с братом бегали на представления. Я ползала по декорациям, мерила костюмы, парики и искренне удивлялась, почему мне все велико. Когда театр в 90-е был распущен из-за отсутствия финансирования, родители из декораций сделали мне детскую. Я жила в «замке».
— Есть ли у вас особый способ настраиваться перед спектаклями, входить в роль?
— В идеале на роль настраиваюсь с самого утра. Расслабляюсь в ванной с пеной, мало с кем разговариваю (сохраняю энергию), конечно же, повторяю роль, прокручиваю биографию героини. Хотя так построить день получается не часто. Сами понимаете, жизнь бьет ключом, ритм быстрый, да еще и ребенок маленький. В любом случае, как бы ни сложился день, прихожу за полтора-два часа до начала спектакля: делаю сама себе прическу, макияж, и опять повторение роли без эмоций.
— У вас есть любимая роль и роль-мечта?
— Любимая роль — сложный вопрос. Все любимые, потому что все разные. В каждой есть за что любить и над чем работать. И конечно же, партнеры. Когда первый раз переступила порог череповецкого Камерного театра после учебы в Санкт-Петербурге на театральном факультете, услышала внутри себя: «Мой дом». Роль-мечта… Хочу играть разных. Не быть заложницей одного амплуа. Хочу сыграть Снегурочку, Пеппи Длинныйчулок (пока еще молода), еще хочу сыграть Кармен, Жанну д’Арк, Раневскую, да каждую пьесу, какую бы ни читала, хочу когда-нибудь сыграть. Еще хочу мужчину сыграть! Ну или хотя бы женщину, переодетую мужчиной, как в «Двенадцатой ночи» или в «Гусарской балладе». Пока же из мужских ролей у меня только Заяц в «Заячьей избушке».
— В чем главная особенность профессии актера?
— Главная особенность — окунуть зрителя в переживания героя.
— Видите ли вы какую-то миссию в профессии актера, какова она?
— Я считаю, что актер должен нести свет, а плохого достаточно за стенами театра.
— Что самое приятное в профессии актера и что более всего раздражает?
— Самое приятное в профессии актера — возможность прожить тысячу жизней, эпох, нравов, судеб, примерить разные костюмы, быть красавицей, страшненькой, горбатенькой, побыть грибом, животным, стихией и т. д.
Матвей Пирушкин
Занят в спектаклях «Барышня-крестьянка», «Золушка», «Мишель», «Дядюшкин сон» |
— Как возник театр в вашей жизни?
— В детстве увлекался музыкой и литературой. Затем моим увлечением стал театр, пять лет занимался в студии при Камерном театре. Участвовал в театрализованных экскурсиях, в городских мероприятиях в роли ведущего и концертах Городского филармонического собрания. Сейчас совмещаю все мои интересы: пишу стихи, сочиняю музыку и играю в театре.
— Есть ли у вас особый способ настраиваться перед спектаклями, входить в роль?
— Особого способа, пожалуй, нет. Перед спектаклем важно настроить себя на работу. Подготовить голос, для этого есть целый комплекс упражнений. Для артикуляции я очень люблю упражнение с пробкой (зажав зубами пробку от шампанского, начинаешь повторять текст своей роли), это смешно выглядит со стороны, но очень эффективно. Также перед спектаклем необходимо размять себя пластически, обычно мы репетируем танцы, которые есть в спектакле, да и вообще хорошо провести небольшую зарядку на разогрев своего тела, тогда движения во время спектакля будут легки и непринужденны. Ну а самое главное — это настроиться эмоционально на роль. В этом помогает грим и костюм, то есть внешнее перевоплощение.
— Есть у вас любимая роль и роль-мечта?
— На данный момент моей любимой ролью является Петр Егорыч Мелузов из спектакля «Таланты и поклонники» по пьесе Островского. Люблю эту роль за то, что благодаря ей много можно сказать, выразить, донести до зрителя. Роль-мечта, которая преследует меня в жизни, но которую мне так пока и не удалось сыграть, — это роль Константина Треплева из пьесы А.П. Чехова «Чайка». Вообще я очень люблю драматургию Чехова, и хотелось бы с ней поработать. Еще особую любовь я питаю к творчеству Ф.М. Достоевского, поэтому всегда мечтал попробовать сыграть Раскольникова и князя Мышкина.
— В чем главная особенность профессии актера?
— Работа артиста требует колоссальных затрат памяти, внимания и воображения, которые необходимо тренировать. В этом особенность не только артиста, а вообще Художника, в широком смысле этого слова. Как говорится, артист — товар скоропортящийся. Сложность в том и есть, что для того, чтобы поддерживать свою психофизику в форме, нужны постоянные тренировки, а это терпение и труд, поэтому артист не такая простая профессия, как думают многие. Нужно всю жизнь учиться, совершенствовать навыки и фиксировать результаты.
— Видите ли вы какую-то миссию в профессии актера, какова она?
— Искусство дает возможность сказать людям о проблемах, показать выход, заставить задуматься, совершить переоценку ценностей, побудить к действиям. Великий режиссер Товстоногов говорил: «Есть спектакли-вопросы и спектакли-ответы». Многие люди хотят просто отдохнуть, поэтому ходят в кинотеатры на комедии или смотрят ток-шоу. Очень печально, что люди становятся пассивными и в них пропадает желание задавать вопросы жизни и искать на них ответы. Но я верю, что эта тенденция пройдет, потому что творчество и рефлексия заложены в самой природе человека.
— Продолжите фразу: «Настоящий театр отличается от не настоящего тем, что…»
— В настоящем театре обязательно должна быть дисциплина, иначе творческие люди очень быстро расхолаживаются. А еще крайне важно соблюдение театральной этики, есть даже книга, написанная Станиславским, которая так и называется — «Этика», в ней изложены общие принципы поведения в театре. А вообще, самое важное в любом деле, я считаю, преобладание профессиональных отношений над личными.
— Что самое приятное в профессии актера и что более всего раздражает?
— Самое приятное в профессии актера — это возможность донести мысли и идеи до зрителя. Удовольствие заключается в самом процессе перевоплощения и переживания, в самой Игре. Самое больное для артиста — это невостребованность, но ты не в состоянии с ней сам что-либо сделать. Сложность профессии актера в ее подневольности, ты всегда зависишь от режиссера и драматурга.
Игорь Горчаков
Пришел в театр в августе, репетирует роли в спектаклях «Васса», «Таланты и поклонники» и «Заячья избушка». |
— Как возник театр в вашей жизни?
— Театр появился в моей жизни совершенно случайно. Я был в школе стеснительным мальчиком. Когда готовился выпускной вечер, заболел парень, который должен был играть физрука на сцене. Меня встретили в коридоре и сказали: «Физруком будешь ты». Я и пикнуть не успел. А когда вкусил кайф сцены, меня зацепило. Потом была театральная студия и работа в театре в Омске.
— Есть ли у вас особый способ настраиваться перед спектаклями, входить в роль?
— Для каждого спектакля нужен свой способ. Бывали спектакли, когда я не спал накануне всю ночь, чтобы войти в нужное состояние. Но и тут были свои казусы. Однажды я чуть не проспал свой выход, потому что отключился. Для некоторых спектаклей приходишь в театр за три часа, чтобы настроиться. А для других, наоборот, прихожу перед самым началом, чтобы не растерять найденное состояние.
— Каковы ваша любимая роль и роль-мечта?
— Все роли любимые, потому что все по-своему хороши и по-своему выстраданы, даже малюсенькая. И играешь ты их по-разному раз от раза. Что-то новое придумывается, пробуешь, ищешь. Над ролью-мечтой никогда не задумывался, потому что мне любая роль интересна. Интересно то, как роль можно трансформировать под себя. Да, хотелось бы сыграть Гамлета, как ни банально это прозвучит. Ведь на самом деле у Шекспира он был полненький и кудрявый.
— В чем главная особенность профессии актера?
— Главное в нашей профессии — чтобы тебе верили. Очень сложно играть так, чтобы верили. Особенно маленькие зрители, дети. Взрослых можно обмануть, но детей не проведешь. Если они начинают шуршать и шептаться, значит, тебе не удалось их убедить и захватить их внимание. Следовательно, ты врешь. Могу подтвердить это и как Дед Мороз со стажем.
— Видите ли вы какую-то миссию в профессии актера, какова она?
— Театр нужен для того, чтобы зрители задумывались не только о насущном. Каждый спектакль несет в себе проблему и ее разрешение, и это помогает людям справляться с жизненными неурядицами.
— Продолжите фразу: «Настоящий театр отличается от не настоящего тем, что…»
— Настоящий театр — это в первую очередь команда. Нет команды — ничего нет. Если каждый тянет одеяло на себя, ничего не получится. В настоящем театре умеют построить дугу со сцены к зрителю и от зрителя на сцену, и происходит театральное волшебство.
— Что самое приятное в профессии актера и что более всего раздражает?
— Иногда так устаешь во время спектакля, будто три вагона с мукой разгрузил. Но это приятная усталость, в этом и есть главный кайф профессии. Аплодисменты, конечно, тоже приятно слышать. А неприятные ощущения приходят, когда понимаешь, что в этом спектакле не выложился в полной мере, хотя мог выложиться.
Текст: Сергей Виноградов
Организация проекта: Елена Боронина
Фото: Вячеслав Боронин и из архива Камерного театра