Люди и звери – череповецкой публике показали театр по Чехову

Показы спектаклей – лауреатов и номинантов премии «Золотая Маска» - начались в Череповце.

С 2010 года спектакли «Золотой Маски» привозят в Череповец, благодаря поддержке мэрии города и компании «Северсталь».

В Камерном театре в минувшие выходные давали «Каштанку» ТЮЗа из Екатеринбурга.

Повесть Антона Чехова «Каштанка» знакома всем — ее изучают в школе. Но не всякий спектакль, созданный для детей, пусть и по произведению одного из самых популярных в мире русских писателей, номинируют на главную театральную премию страны.

В Череповце его показали 4 раза. Свободных мест в зале не было все 4 раза.

Исполнительница роли «молодой рыжей собаки — помеси таксы с дворнягой» Наталия Кузнецова рассказывает: образ Каштанки придумал режиссер Вячеслав Кокорин вместе с актерами: «мы работали с пространством, с биополем. Пространство Каштанки — это огонь и ветер. Образ придумывали не головой. А телом. Кожей».

Сюжет прост. Каштанка потерялась. Ее хозяин — столяр Лука Александрыч — выпил лишнего. Собаку нашел цирковой дрессировщик. Он дал ей имя Тётка. Тётка стала членом цирковой мини труппы, кроме нее, состоящей из гуся, кота и свиньи. На ее выступление случайно пришел столяр Лука Алексадрыч. Каштанка вернулась к нему.

Событий на сцене происходит не так много. Собака теряется. Ее находят. Умирает гусь Иван Иваныч. Артисты выступают в цирке. Каштанка возвращается к хозяину.

Все это можно прочитать на бумаге. В театр зрители идут, чтобы увидеть авторское воплощение знакомого сюжета.

Роли животных — без слов. Но это не звери. У каждого есть характер. Свинья простодушна и добра. Гусь — солидный мужчина, любящий внимание. Кот — флегматичен.

Надо понимать, что вся эта троица — актеры. Простодушная Каштанка не вписывается в труппу. Хотя каждый вечер, вместо колбасной шкурки и столярного клея, ее ждет хороший обед, и она даже может спрятать за шкафом на черный день куриную косточку, это не ее мир. В финале она вспоминает жизнь у дрессировщика «как длинный, перепутанный, тяжелый сон».

В центре спектакля — смерть гуся Ивана Иваныча. Он изображал ее много раз, вызывая удовольствие публики. Реальную кончину главного актера мини труппы заметили товарищи: всю ночь в их комнате был «кто-то невидимый чужой». Хозяин: «милое животное, хороший мой товарищ, как же я теперь буду обходиться без тебя?» А утром «пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то». Судьба актера — зритель в цирке и не заметил его отсутствия. В египетской пирамиде Ивана Иваныча заменила Каштанка…

Но она не стала актрисой. Пройдя путь от Каштанки до Тётки и опять Каштанки, главная героиня вернулась в дорогой для нее мир привычных людей и вещей. Пусть столяр все время пьян, а его сын издевается над ней, но это ее столяр, а верстак и стружки на полу — это не «пустая комната» дрессировщика с диванами и прочей мебелью.

Чехов — самый популярный писатель/драматург у голливудских актеров. Читая его, они учатся у «этого проклятого русского», как из жеста сделать событие, рассказать историю так, чтобы она была понятна людям от 5 до 75. На этом строится Голливуд. И русская театральная школа в ее лучших проявлениях.

Спектакль «Каштанка» идет всего час. Оптимальное время для детской аудитории, чтобы рассказать такую большую историю.

Сергей Мешков

Актеры и чиновники о спектакле:

Наталия Кузнецова (Каштанка):

Слово «любовь» не ассоциируется с «я люблю тебя, потому что…» Я люблю тебя и все. Это современно всегда. Мы можем объяснить, почему нам нравится человек, мы можем объяснить, почему мы уважаем человека. Часто мы можем сказать, почему человека любить нельзя. Но мы его любим.

В Шотландии мы играли этот спектакль на английском языке. Очень волновались. Ведь английский язык — не наш родной. Но через 5 минут все было хорошо. Дети везде одинаковые.

Екатерина Демская (рассказчик — Гармонь):

В Эстонию не пропустили наши декорации. Лампа им показалась антикварной. Но режиссер быстренько придумал — поставил лавки, нам нашли простыни. После 5 минут зрители поверили и зал был наш.

Спектакль о вечном. О любви, о дружбе, о смерти. За 10 лет нам не надоело играть его.

Владимир Дворман (Иван Иваныч):

Кто работает в ТЮЗах, тот знает, что роли бывают и без слов.

Главное, чтобы в момент смерти Ивана Иваныча ребенок не сказал: хочу мороженое, а у взрослого не зазвонил мобильный телефон.

Дети — это особая категория. Дети — наше будущее. Когда существуют такие спектакли, как «Каштанка», перед актерами стоит особая ответственность. Театр воспитывает.

Леонид Лавров, начальник управления культуры:

Спектакль тонкий, интересный. Обычно спрашивают: на каком спектакле я был. Я отвечаю: я был в театре.

 

Источник фото: uraltuz.ru