Секреты успеха братьев Монаховых. В гостях у владельцев ресторана «Траттория»

«Деловых совещаний мы друг другу не назначаем, можем полчаса говорить о деле, потом полчаса про рыбалку и еще полчаса про подарок для мамы», — признаются череповецкие предприниматели братья Монаховы, которые владеют строительно-монтажной компанией Черметэкология» и рестораном «Траттория», сдают коммерческую недвижимость в аренду и занимаются бизнесом во можестве других отраслей.

Примерно такие же слова могли бы сказать и все прочие братья, спаянные одним делом: сказочники братья Гримм, изобретатели кинематографа братья Люмьер и даже братья Джонсоны, чья фамилия красуется на детском шампуне. Каков он, бизнес по-братски? Чего в нем больше, доверия или соперничества, цифр и отчетов или семейных посиделок за круглым столом? Об этом мы узнали у братьев Монаховых, которые, несмотря на разницу в возрасте величиной в 9 лет, составили успешный бизнес-дуэт.

Встреча с Анатолием (старший) и Дмитрием (младший) состоялась в ресторане «Траттория» на Советском проспекте.

О семейном бизнесе и семейном лагмане

— В вашем семейном бизнесе множество направлений. Как делите обязанности?

А. — Строго разграничить нельзя, мы все занимаемся всем. В какой-то степени я ответственен за стройку и вообще «железяки», а Дима занимается рестораном и коммерческой недвижимостью.

— А отец контролирует?

Д. — Да. А еще играет в гольф, крикет. Если серьезно, стараемся справляться сами, лишний раз не тревожа отца.

— Семейные планерки бывают?

А. — Семейные? Специальных деловых встреч с братом и родителями за круглым столом у нас нет. Я со своими работниками, естественно, провожу совещания. Дима со своими…

Д. — Мы с Анатолием встречаемся практически ежедневно, если не в командировках. Если надо что-то обсудить, обсуждаем. Не в строгие часы — в 9 или 10 утра каждый день, а тогда, когда встретились.

— То есть ваш диалог за обедом может быть таким: полчаса говорите о деле, а потом полчаса...

А. — О рыбалке и охоте, например.

— Командировки часто случаются?

Д. — Примерно 50 процентов своего времени проводим в разъездах. Застать нас вместе в Череповце не так просто.

А. — Дима ездит в основном в Питер, а я в Заполярье, где располагается один из наших объектов.

Д. — Скажем, я два дня назад приехал из Питера, завтра на весь день еду в Вологду, еще через пару дней, скорее всего, в Оренбург. И это все на одной неделе.

— Семейные вечера с родителями часто бывают?

А. — Это происходит крайне редко. Праздники, дни рождения, Новый год… Разъезды, работа, свободного времени мало, живем раздельно, причем в разных районах.

Д. — Но когда встречаемся, готовится лагман или плов. Это наши семейные блюда, эхо прошлого.

А. — Когда в Ростове-на-Дону жили, бабушка замечательно готовила лагман и плов, за столом собирались все родственники, устраивались семейные праздники. Дедушка и бабушка, хотя и русские, но много лет прожили в Киргизии. Так в семью пришла среднеазиатская кухня.

— Плов едите руками, как принято в Средней Азии?

А. — Да нет, что вы, мы современные люди.

Д. (улыбается) — Национальных костюмов тоже не надеваем и на одной струне не играем.

О еде и чистой прибыли

— Многие годы семья занималась строительством и вдруг открыла ресторан, причем тогда, когда на Советском проспекте общепит стал закрываться…

Д. — Диверсификация бизнеса.

А. — Мы неглупые ребята. При системном и правильном подходе любой бизнес даст прибыль. Заниматься можно чем угодно, главное, нормально этим заниматься.

Д. — Грамотный менеджмент.

А. — Рассматривали многие сферы деятельности, искали то, что востребовано и будет востребовано. Ресторанный бизнес может приносить чистую прибыль всегда. Повторюсь, если правильно построен.

Д. — Люди будут строить всегда. И кушать тоже будут всегда. Владея рестораном, ты не зависишь от одного заказчика.

А. — Многие отрасли цикличны, вслед за подъемами идут спады. Ты не можешь с этим бороться. А как сказал брат, кушать люди будут всегда.

Д. — И всегда будут хотеть провести вечер вне дома, с друзьями, ведь не у каждого есть возможность вкусно питаться на собственной кухне. Свою задачу мы видим в том, чтобы удивлять клиентов разнообразием блюд.

— Как учились быть рестораторами?

Д. — Учителей не было, книжек тоже, просто взялись и стали делать. Здесь ничего особенно сложного нет.

А. — Персонал, и особенно руководящий состав, подбирали очень тщательно. Кадры, как известно, решают все, без них никуда.

Д. — Если грамотным людям обеспечить нормальные условия для работы и достойную зарплату, то они свернут горы.

— Вас родители воспитывали как продолжателей семейного бизнеса? Было такое — вот тебе, сынок, фирма, занимайся ее развитием…

Д. — Никогда такого не было. Нас воспитывали как самостоятельных людей, которые могут существовать без чьей-либо помощи.

А. — Мы занимаемся тем, чем хотим. Тем, к чему тяготели с юности. Я стройку полюбил не сразу. Работаю с 15 лет, начинал слесарем. Постепенно, шаг за шагом втянулся. И пусть это очень нервное, проблемное, «с приключениями» дело, оно мне нравится.

Чей автомобиль дороже

— Нередко между братьями существует соперничество: у кого должность выше, кто больше зарабатывает, кто на чем ездит… Между вами есть такое соперничество?

Д. — Возможно, с моей стороны это и оправданно. Я младший и должен…

А. (смеется) — Вырасти. Да нет… У нас нет поля, на котором мы можем и должны соперничать. Занимаемся разным, но работаем на общее дело. Иногда случается спросить у брата совета, потому что в некоторых вопросах он разбирается лучше меня. И я спрашиваю, не задумываясь над тем, что я старший и уроню свой авторитет. А Дима меня спрашивает, когда считает нужным. Все люди разные, и кто-то всегда будет в чем-то лучше другого, зато другой лучше в чем-то другом. Вот и все.

Д. — Но иногда удается удивлять друг друга, и лично я только рад тому, что брат раскрыл новый, неведомый мне талант.

— И все же — на чем ездите?

Д. — У меня Toyota Land Cruiser 200, у Толи Lexus RX 350. Хорошие японские машины.

— Чья дороже?

А. — По цене они примерно одинаковые. Так получилось, мы к этому не стремились. Сейчас изменилось отношение к автомобилям. Лет пять назад мне хотелось навороченное авто, сейчас главное — удобство и чтобы было все необходимое. Погони за новыми моделями уже нет, в любом случае за новинками не угонишься. Это просто перестало быть интересным. Машина — это просто железяка, она хороша, пока ездит. Лучше потратить деньги на путешествие или иным образом устроить для себя праздник.

«Коллекционируем дензнаки»

— Расскажите о своем детстве.

А. — Я родился в Брянске, рос в Ростове-на-Дону, сейчас живу здесь.

Д. — Рождение череповецкое, детство немножко ростовское и немножко череповецкое, юность питерская.

А. — Когда Дима родился, мне было 9 лет. Часто приходится слышать о том, что старшие дети недовольны появлением на свет младших, ревнуют их и так далее. А я был очень доволен тем, что у меня будет брат, и очень его ждал.

— Нянчились с братишкой?

А. — А как же, и коляску катал, и укачивал, когда плакал. А еще отводил в детский садик и забирал тоже. Гуляли во дворе, он шустрый парень был. Или еще припоминаю: мне на улицу хочется, а надо с ним дома сидеть.

— Защищать младшего брата приходилось?

А. — Не припомню таких случаев, он с раннего детства был самостоятельным. Советы я какие-то давал, учил чему-то, но так, по мелочи, школу жизни он постигал сам, без нашего вмешательства.

Д. — Рассказывал мне байки о том, что в детстве меня уронили, я головой ударился и с тех пор она у меня плохо работает. Но, наверное, такое все старшие братья говорят.

А. — Но тираном я не был, это точно. Мы нормально, ровно общались.

— Дмитрий, помните ли какую-то вещь у старшего брата, вызывавшую вашу зависть и восхищение, — гитара, мотоцикл…

Д. — Помню его коллекцию пивных пробок и банок, плакаты хард-рок-групп вроде AC/DC и еще водяной автомат.

— Чем, кроме водяной стрельбы, увлекались в юные годы?

А. — Я увлекался баскетболом, даже в спортивную школу ходил, на соревнования ездил, очень любил этот вид спорта. Да и сейчас люблю. Когда позволяет время, хожу играть.

Д. — Я занимался, наверное, всеми видами спорта, которыми можно было заниматься в Череповце. Кроме хоккея, правда. Играл в футбол, баскетбол, пинг-понг, ходил на борьбу, плавание и даже в цирковую студию.

— Что-нибудь коллекционировали?

А. — В детстве марки, сейчас ничего.

Д. — А как же дензнаки?

А. — Да, точно, дензнаки. И это вовсе не нумизматика.

— Мечты детства сегодня все сбылись?

Д. — На то они и мечты, чтобы не сбываться.

А. (улыбаясь) — Лично я, сколько себя помню, мечтал быть мультимиллиардером. Или волшебником. Я рассуждал так: главное — стать всемогущим, а там сможешь исполнить более мелкие мечты.

Д. — А мне представлялось, как я забиваю гол в финале чемпионата мира по футболу, обыграв всю команду соперника.

Завидные женихи

— Как вы записали друг друга в сотовом телефоне? (Дмитрий и Анатолий достают телефоны и начинают «пиликать» в поисках списка контактов.)

А. — У меня он значится как Дима Монахов.

Д. — А у меня просто Толик.

— Обращение «брат» употребляете часто?

А. — Случается. Зависит от обстоятельств.

— Подарки друг другу на дни рождения дарите?

А. — Бывает. Но мне проще подарить деньгами, чтобы брат сам купил, чего ему хочется. На оригинальность нет времени, и брат это понимает, не обижается.

Д. — Как-то он мне планшет Touchpad подарил…

А. — А Дима мне ноутбук — чумовой такой, здоровенный.

— Ваши взгляды на женщин сходятся? Скажем, если один увидит красотку и толкнет локтем другого, тот согласится с оценкой брата?

Д. — В большинстве случаев да. Хотя, конечно, всякое бывает.

А. — Практика показывает, что по-настоящему красивых женщин не так много, и мы с братом это знаем. И уж если он обращает мое внимание на кого-то, то это действительно стоящий экземпляр.

— Вы оба не женаты. Неприятие брака или другие причины?

Д. — Не женаты, завидные женихи. Наверное, время пока не пришло.

А. — Выражусь так: наши корабли плывут в правильном направлении, время покажет. Отношение к браку вполне нормальное, рано или поздно это должно произойти.

— Сейчас все увлечены дизайном. Ваши квартиры — дизайнерские шедевры или холостяцкие берлоги?

А. — У меня классический стиль — колонны и прочее.

Д. — А у меня берлога, чтобы переночевать.

— Готовите что-нибудь дома?

А. — Бывает иногда, но только для гостей. А для себя зачем готовить? Есть же свой ресторан. Я работаю в соседнем здании и захожу.

Д. — Чтобы что-то приготовить, надо купить продукты, которых всегда покупаешь больше. Излишки лежат в холодильнике и в конце концов идут в мусорное ведро.

А. — На хорошую еду денег не жаль. Приехав в другой город, люблю посидеть в ресторане, заказать что-нибудь вкусное и необычное. Особенно в компании с девушкой. В фастфудовские забегаловки не хожу.

Д. — А у меня появляется иногда желание после недель и месяцев нормальной здоровой пищи съесть гамбургер.

— Музыка и кино: увлекает одно и то же или разное?

А. — Процентов на 90 вкусы сходятся.

Д. — А как может быть иначе, росли-то вместе. Какие у меня «мультики» в детстве были — Квентин Тарантино, «Прирожденные убийцы», «Крестный отец» и прочее в таком же духе.

А. — Он смотрел то, что я смотрел. А куда было деваться?

— В школе какие предметы шли хорошо?

А. — У меня история, география и геометрия. А химия и физика туговато. Интересны были не протоны-нейтроны или пестики-тычинки, а события, люди, происшествия…

Д. — Скандалы, интриги, расследования… У меня тоже лучше шли те предметы, где есть простор для фантазии.

А. — Родители и бабушка с дедушкой с детства приучали к книгам, читали мы много.

— По поводу чего вы в последний раз эмоционально спорили? (Задумываются.)

Д. — Философские темы, отношение к жизни. Но такие споры в удовольствие — покричали, пожали руки и разошлись.

— Часто обращаетесь друг к другу за помощью?

А. — Редко. Мелочи, бытовые вопросы. Одолжи машину на часок, моя в ремонте. Или одолжи денежку, забыл кошелек дома.

Текст: Сергей Виноградов

Фото: Вячеслав Боронин