Наталия Самчук, заместитель мэра Череповца по социальной политике:«Мечтаю о собственном доме…»

В ее облике мило все : спокойные серо-голубые глаза , очаровательная улыбка, внимательное и уважительное отношение к собеседнику … Стопроцентная способность «настроиться» на другого, на время забывая о себе , о своих делах и личных темах . Это подкупает , делает собеседника значительнее в его собственных глазах . Наверное, в этом и есть главный секрет обаяния Наталии Самчук .

«Мы жили в достатке, но без излишеств»

— Наталия Евгеньевна, в какой семье вы воспитывались? 

— Родилась я в городе Красноярске, но в Череповце живу уже давно, с 1992 года, поэтому считаю себя уже череповчанкой. Отец мой из Эстонии, он — военный, моя мама — инженер-химик. Познакомились они в Красноярске, когда оба работали на заводе цветных металлов. Я единственный ребенок в семье. Поскольку отец военный, то судьба довольно часто перекидывала нас из одного города в другой. Когда мне было пять лет, мы из Красноярска переехали в Ярославль. В этом городе я пошла в первый класс и училась там до седьмого класса. Потом у отца закончился срок службы, и папа увез нас на свою родину в Эстонию, в город Таллин. Там я окончила среднюю школу.

— Для вас, как для дочери военного, привычны переезды, и вы, наверное, спокойно относитесь к таким переменам?

— Да, мы жили в разных условиях, и в общежитиях, и в служебных квартирах. Переезжали, упаковывали вещи, создавали уют — для меня это обычное состояние. Например, в Ярославле я два года спала на ящиках… и ничего. Я до сих пор стараюсь время от времени менять обстановку вокруг себя: что-нибудь передвигаю, меняю цвет стен, покупаю новые аксессуары для интерьера. Это уже в крови.

— Какой вы были в детстве?

— У меня был всегда один недостаток: я любила гулять и никогда не говорила, где я нахожусь. И за это мне хорошо попадало: признаюсь, что наказывали ремнем. Мама была строгая, папа — добрый. Мы жили в достатке, но без излишеств. У нас никогда не было дач и машин, зато мы могли позволить себе каждое лето отдыхать на море. Для нашей семьи это было в порядке вещей. Я воспитывалась в любви и согласии, но все, чего я хотела, должна была заслужить и заработать. Становлением своей личности и воспитанием я полностью обязана родителям.

— Кем вы мечтали стать после окончания школы?

— Определенного решения к окончанию 10-го класса у меня не сформировалось. Но решение надо было принимать, и, окончив школу, кстати, с золотой медалью, я вместе с подругой поехала поступать в Ленинградский педагогический институт. Но нам не повезло, мы не поступили. И уже собравшись было уезжать из Питера, услышали объявление о наборе в институт инженеров железнодорожного транспорта. Приемная комиссия отнеслась к нам очень благожелательно. Мы были приняты. Мы с подругой остановились на факультете автоматики и телемеханики, думая, что это как-то связано с математикой и информатикой, но до конца не понимая, что это такое. Наши родители удивились нашему выбору, а мы были очень счастливые и
окрыленные. Институт я окончила с красным дипломом и готова была работать по специальности, которую здесь получила, инженера-электрика, но в конце четвертого курса вышла замуж, занялась семейными делами, и о работе на некоторое время пришлось забыть.

Как я стала Наталией Самчук

— Где вы познакомились с будущим мужем?

— С Андреем мы познакомились в институте железнодорожного транспорта. Он старше меня на два года. Когда я переходила на второй курс, Андрей пришел к нам группу. Он должен был учиться на четвертом курсе, но тогда студентов брали в армию. Он отслужил и вернулся как раз в нашу группу. Мы сдружились, и у нас начался роман…

— Что все-таки тронуло ваше сердце — и вы решили выйти замуж?

— Есть одна история, которая тронула меня до глубины души. Мы уже встречались, но, поскольку были летние каникулы, мы разъехались по домам. Андрей в Череповец, я — в Таллин. Так получилось, что мы
одновременно собрались ехать отдыхать на юг, я с родителями, а Андрей с друзьями. Поскольку тогда мобильных телефонов не было, мы писали друг другу письма. Я написала Андрею, что в такой-то день буду
в Краснодаре. Поняв, что в тот же день он также будет проезжать через этот город, Андрей подумал, что смо-
жет меня увидеть. Он вышел в Краснодаре, помчался в аэропорт, чтобы со мною встретиться. Но в итоге наша встреча не состоялась, мы разминулись. Когда я утром прилетела в Таллин, Андрей позвонил соседям (телефон был только у них), и меня позвали к телефону. Андрей рассказал мне, как он искал меня в Краснодаре, как хотел меня увидеть и как он по мне соскучился… Я испытала особое состояние. Такое, что если бы мы все-таки встретились на юге, то я бы уже, наверное, там призналась, что согласна выйти за него замуж. После того лета мы с Андреем уже не расставались. Поженились, и так я стала Самчук.

— Почему вы все-таки распрощались с Питером и уехали на родину супруга, в Череповец? Не было dозможности остаться в Северной столице? 

— Мы могли остаться в Санкт-Петербурге, как и многие наши однокурсники. Мы приняли решение уехать в Череповец, потому что здесь нам предложили не только работу по распределению, но и однокомнатную квартиру, что для нас было очень актуально. Мы ждали нашего первенца, доченьку Юлию. Мы решили, что будем жить отдельно от родителей. Тогда жилищный вопрос был приоритетным, поэтому мы выбрали Череповец, о чем я ни минуты не сожалела. Честно говоря, я люблю этот город.

О выборе пути

— Как получилось, что вы с образованием инженера-электрика стали социальным работником?

— Когда нашей дочери исполнилось два года, я пыталась отдать ее в детский сад и устроиться на работу. Раньше, впрочем, как и сейчас, решить эту проблему было непросто. Я в первую очередь пошла на железную дорогу, но там вакансий не было. Я оставила резюме, но звонков не поступало. И я была вынуждена искать что-то еще. Я уже готова была пойти няней в детский сад, чтобы решить вопрос с путевкой и трудоустройством. Но ситуация разыгралась по-другому. Я вспомнила об одной своей хорошей знакомой, которая жила здесь, в Череповце. Это была известная в городе Нина Анатольевна Макарова, которая в то время возглавляла «собес». Мы были знакомы потому, что ее сын Сергей Макаров был нашим однокурсником и лучшим другом моего супруга Андрея. 

Нина Анатольевна часто приезжала к нам в Питер и каждый раз говорила: вот если решите обосноваться в Череповце, приходите к нам, знай, если что, то я всегда тебе помогу. В итоге так и случилось, Нина Анатольевна взяла меня к себе на работу по договору. Я была взята на конкретную задачу: формировала списки для награждения медалями к 50-летию Великой Отечественной войны. Вот так с 12 сентября 1994 года я осталась работать в комитете по социальной защите населения.

«Важные решения обсуждаю на семейном совете»

— Как принял супруг ваше назначение на должность заместителя мэра Череповца?

— Я могу сказать, что любое мое повышение в должности обсуждается на семейном совете. Я единолично таких решений не принимаю, потому что знаю, что в первую очередь в таких ситуациях страдать будет моя семья, то есть насемью остается меньше всего времени. Поэтому такие ситуации обсуждаются не только с мужем, но и с моими родителями и детьми. Я информирую о тех последствиях, которые могут быть. Конечно, я стала меньше времени находиться дома и уделять своей семье. Не знаю, говорить об этом или нет, но дом у меня запущен. Я считаю, что мало занимаюсь домом. В выходные проходит много городских мероприятий, где я должна присутствовать. Признаюсь, что мероприятия в выходные выбивают меня из ритма домашних дел. Но все равно каждый выходной пытаюсь уделить время своей семье. Стараемся отдыхать вместе: ходим в кино, на обед в ресторан или кафе.

— Что самое сложное для вас сейчас?

— Очень сложно планировать свой рабочий день: планы не осуществляются, потому что в рабочий день врываются какие-то обстоятельства, которые требуют незамедлительного решения, и надо быстро ориентироваться. И каждый раз к вечеру я понимаю, что я что-то не успела сделать, поэтому засиживаюсь на работе до девяти-десяти вечера. И понимаю, что не всегда эти дела можно вечером решить. С утра  повторяется то же самое. Я, конечно, ничего не откладываю и стараюсь сделать все, и конечно, этот сумасшедший режим в работе меня выбивает из колеи.

— Наталия Евгеньевна, испытываете ли вы стресс и как вы с ним справляетесь?

— Да, бывает. Я стараюсь два часа в неделю уделять себе любимой. Это могут быть какие-то спа-процедуры, бассейн, тренажерный зал или какое-то другое занятие, которое бы меня немного отвлекло.

«На неделе у меня готовит муж»

— Вы, как и все женщины, приходя с работы, кормите домашних, моете посуду?

— Я не могу сказать, что все хозяйство в доме держится на моих плечах. У меня есть дочь 20 лет и сын 13 лет, которые мне помогают. Есть супруг, который замечательно готовит. Я обычно готовлю в выходные дни, которые у меня, к сожалению, бывают не каждую неделю. На неделе у меня готовят либо муж, либо мама с отцом. Пока мы на работе, они могут прийти к нам домой и сварить вкусные щи.

— Такой вариант, как пельмени на ужин, сколько раз в неделю может пройти?

— Легко. За неделю раз, наверное. Но крайний вариант — два раза в неделю. У нас всегда в морозилке есть пакет хороших пельменей. Это у нас дежурное блюдо. Это вкусные пельмени. У меня, как ни странно, дети очень их любят.

— А вы что готовите в выходные обычно?

— Я люблю экспериментировать и искать интересные рецепты. По рецептам я готовить не боюсь. Иногда такое бывает. Иногда готовим вместе с супругом. Он мне всегда помогает, если у нас какое-то мероприятие. А иногда мне проще, чтобы все ушли с кухни, и я сама все быстро сделаю.

«Я очень счастлива»

— Чем занимается сейчас ваш супруг?

— Он частный предприниматель. С железной дорогой у него тогда не сложилось, но сейчас он занимается утилизацией шпал. У них с компаньоном свое производство, это новый проект, который они начали реализовать всего два года назад. Он у меня специалист разнопрофильный. У него золотые руки: он может все что угодно.

— Вы ссоритесь между собой?

— Мы 22 года вместе и ни разу не поссорились. Это парадокс. Он мне уступает, я иногда могу вспылить, но он понимает. Я, вообще, не истеричка. Наши друзья про меня говорят: «Самчук, ты лучшая жена всех времен и народов». Я тоже уступаю и стараюсь встать на позицию другого человека. Я не осуждаю людей, я не пытаюсь их перевоспитать, переделать, я принимаю их такими, какие есть. Не нравится общение с этим человеком — я просто свожу общение на нет. Я никогда не доказываю с пеной у рта свою правоту.

— Вы чувствуете себя счастливой?

— Очень. Я очень счастливая женщина: у меня прекрасный муж, замечательная семья, удивительные дети. У меня живы родители. У меня хорошие друзья, у меня любимая работа. У меня есть к чему стремиться, о чем мечтать, я очень счастлива.

— За что цените мужчин?

— За то, что они, как я думаю, любят меня. Я ценю в мужчинах интеллект, ум, внимательное и уважительное
отношение к женщине. Люблю ухоженных мужчин. К сожалению, многим нашим мужчинам этого качества
не хватает.

— У вас двое детей, чем они занимаются?

— Дочь Юлия учится в ЧГУ по специальности «Реклама и связи с общественностью». Она у меня гуманитарий. Ей интересна реклама, пиар, сын Тимофей — в седьмом классе 40-й школы. Он, как и все дети
его возраста, увлечен компьютером. Говорит, что в будущем хочет стать программистом.

— Вы довольны отношениями с детьми?

— Я очень довольна отношениями с детьми. Дети считают меня другом. И я очень дорожу этим. В семье дети считают меня главной. «Как мама скажет, так и будет», — говорят они. Так получается, что решающее слово в семье остается за мной, хотя я часто перекладываю решение каких-то ситуаций на плечи супруга. Говорю: вот как решишь, так и будет. Мы никогда не конфликтуем по поводу воспитания детей: если он запрещает, то я тоже, и наоборот. Мы не разрываем детей.

— Ваша должность заставляет вас выбирать для своего гардероба классический стиль одежды. Это необходимость, а какой стиль одежды вы предпочитаете?

— Чем выше должность, тем сдержаннее должна быть одежда — классической и официальной. Но мне всегда хочется вносить в этот стиль какую-то изюминку — дополнить образ какими-то аксессуарами. Мне не хочется быть серой офисной дамой, потому что я в первую очередь остаюсь женщиной, и мне нравится, когда на меня обращают внимание.

— Какие аксессуары обычно вы выбираете — украшения, платки?

— С платками у меня как-то не очень получается. Это может быть какой-то цветок, это могут быть бусы, броши. Люблю украсить свой образ необычной обувью. Чего греха таить, порой покупаю обувь, которая не подходит под имеющиеся вещи, а потом под нее подбираю одежду. Иногда в магазины хожу просто для того, чтобы расслабиться, получить наслаждение. Могу потратить много времени, ничего не купить, но я не расстраиваюсь. Я там отдыхаю, меня не утомляют люди, которые ходят по магазинам в поисках чего-то. В этой атмосфере я переключаюсь с рабочего ритма и поэтому отдыхаю. Я — шопоголик, но, наверное, уже не такой ярый, как была три года назад. Сейчас я немного остепенилась, потому что некогда.

— Знаете, говорят, есть женщины двух типов: одним нечего надеть, а у других — маленький шкаф. Вы к  какому типу относитесь?

— У меня обе проблемы: и нечего надеть, и маленький шкаф. И каждое утро повторяется одна и та же ситуация: я стою перед шкафом и выбираю одежду, а супруг спрашивает: «Что, нечего надеть?» Я говорю: да. Это уже носила, это не модно, это уже старое…

— А супруг как относится к большим тратам на одежду?

— Ну а что ему остается делать-то? Выбора у него нет. Конечно, ему нравится, когда я хорошо выгляжу, он этим гордится. Всегда подчеркнет, что я очень хорошо выгляжу, и мне приятно. Он сам демократичен в одежде: ему главное, чтобы было тепло и уютно. К вещам Андрей относится гораздо спокойнее, чем я. Одежду мужу и сыну я покупаю сама. О предстоящем походе по магазинам стараюсь сообщать им заранее, потому что для мужчин это дело непростое.

О вышивании крестиком и походах в тренажерный зал

— Есть ли что-то такое, чем вы хотели бы заниматься, но пока не хватает, например, денег или внутреннего потенциала?

— В моем случае больше не хватает времени. Я взяла на себя серьезные обязательства: купила абонемент в бассейн и тренажерный зал и записалась на курсы английского языка. Всему нужно уделять время, а его катастрофически не хватает. Поэтому в лучшем случае я успеваю ходить в бассейн раз в неделю. Что касается английского языка, стараюсь график выдерживать несмотря ни на что.

— Какие радости жизни вам близки?

— Я люблю вкусно поесть, но, пожалуй, для меня не менее важно, чтобы все было красиво сервировано. Мне вообще нравится все красивое: красивые дела, поступки, одежда и интерьер.

— У вас есть какое-то хобби?

— Вы удивитесь, но это вышивание крестиком. Я этим занимаюсь в длинные выходные, например в новогодние праздники. Наверное, именно потому, что не умею рисовать, а когда вышиваешь крестиком, картина получается очень красивая. Шить не шью, мне легче заказать. Вязать умею, но поскольку в магазинах
выбор большой и существует дефицит времени, то практически не вяжу. А вышивание для меня некая релаксация, я концентрируюсь и успокаиваюсь.

— Какой подарок к Новому году хотели бы получить?

— Не угадаете… Поездку куда-нибудь на лыжах.

— В Карпово?

— Легко. Я не очень умею стоять на лыжах. Но у меня очень большое желание покататься с горы на лыжах. Даже с Гритинской горки согласилась бы. Может, сделаю сама себе подарок — оставлю все дела на денек и уеду.

Текст: Елена Боронина

Фото: Павел Кулешов, Михаил Спасков

Макияж: Александра Рогулина