«Перси Джексон и море чудовищ»: ассорти из полубогов и циклопов
В 2005 году школьному учителю мифологии Рику Риордану пришла в голову мысль заработать на волне интереса публики к Гарри Поттеру. Ходить за сюжетами далеко не потребовалось: все-таки речь шла о древнегреческой мифологии.
Идея Риордана была проста и надежна, как кирпич: нужно всех героев древнегреческих мифов перенести в современные Штаты. И не только богов, героев, кентавров и сатиров, но и памятные места: Олимп, Аид и пр.
Из этой затеи родилась целая серия книг о Перси Джексоне — сыне бога морей Посейдона и гражданки США. Как известно, в греческой мифологии дети, появившиеся в результате союза богов и смертных, рождаются полубогами, обладающими определенными сверхспособностями.
В книгах Риордана таких детей божественных пап и мам очень много, каждый что-то умеет, и в результате вроде бы сами собой появляются сюжеты для историй. При этом писатель пробуждает интерес к основе европейской культуры — древнегреческим мифам — у детской и юношеской аудитории.
Разумеется, как только первые книги о приключениях Перси Джексона стали бестселлерами, немедленно в дело включился Голливуд и права на экранизацию приобрела кинокомпания Fox.
В 2010 году увидел свет фильм, снятый по первой книге, — «Перси Джексон и похититель молний». Снял его знаменитый Крис Коламбус, и хоть картина и не окупилась в США, мировой прокат убедил продюсеров, что необходимо продолжать экранизировать приключения сына Посейдона.
И вот в этом году вышел фильм по второй книге «Перси Джексон и море чудовищ».
Если вы не читали книг о Джексоне и не видели первую картину, то у меня для вас плохие новости: первые 10 минут фильма вы не будете понимать, что творится на экране. Потом, вероятно, создатели фильма вспоминают, что зрителя нужно уважать, поэтому очень кратко пересказывают содержание предыдущей части, чтобы новички сразу не покидали зал.
Вначале нам показывают лагерь, где собраны дети греческих богов со всех Штатов — чем они там занимаются, не особо понятно, но больше всего их времяпрепровождение напоминает военные сборы на военной кафедре. Заведуют там ни много ни мало бог Дионис и его заместитель по воспитательной работе кентавр Хирон.
В результате сложных сюжетных переплетений, в которых бы сломал ногу сатир Пан, Перси Джексон (Логан Лерман) в компании дочери богини Геры Аннабет (Александра Даддарио) и сына вышеупомянутого Пана Гровера (Брэндон Джексон) отправляются на поиски легедарного Золотого руна.
Как уже говорилось выше, весь мир древнегреческой мифологии целиком и полностью был перенесен в США. Теперь Олимп, что характерно, находится на 300-м этаже небоскреба на Уолл-Стрит, а вход в Аид, царство мертвых, — в цветных гетто Лос-Анджелеса. Море Чудовищ из Средиземного переместилось в район Бермудского треугольника.
Туда-то и отправляется главный герой, захватив с собой сводного брата (результат союза Посейдона и морской нимфы) циклопа Тайсона (Дуглас Смит).
Самым удивительным событием фильма является то, что единственный живой и вызывающий отклик персонаж — этот самый брат-циклоп Тайсон. Все остальные люди, полубоги и божества, за исключением главного героя, производят впечатление марионеток в руках судьбы.
Складывается ощущение, что авторам фильма в руки свалилось огромное наследство в виде древнегреческих мифов, но они не знают, что с ним делать. Колоссальный материал, из которого при бережном отношении можно сотворить нечто выдающееся, используется режиссером и сценаристами процентов на 10.
Впрочем, нужно отдать должное, некоторые шутки действительно смешные, а атмосфера мира, в котором действуют современные олимпийцы, передана с максимальной иронией. Чего стоит один только бог Гермес в образе топ-менеджера транспортной компании.
Спецэффекты местами очень хороши, но создается впечатление, что у тех, кто за них отвечает, в этом фильме были любимые сцены, которые они делали с душой, а на остальные забивали, монтируя так, чтобы те не выглядели откровенной халтурой.
С актерами тоже проблема: когда на экране экшен-сцены — все великолепно, но как только дело доходит до разговоров и выяснения отношений, то прямо беда: складывается впечатление, что кроме выпученных глаз никаких приемов молодые актеры не выучили.
Практически всегда в таком случае спасает циклоп Тайсон, который как бы олицетворяет собой зрителя, как будто бы попавшего подростком в новый класс, в котором свои порядки и приколы.
Помимо просветительской миссии (например, мои соседи по креслам в кинотеатре при упоминании тех или иных мифологических персонажей неизменно повторяли «Надо перечитать!») фильм несет еще и мощный заряд чисто американской, энергичной идеологии: невзирая на какие-либо предсказания человек сам творит свою судьбу и несет за нее ответственность. И никто ему не может указывать, даже крутой папа.
А греческие боги — для антуража.
Источник фото: boxofficemojo.com