В Череповце открылась выставка гравюр Сальвадора Дали
Об эксцентричности Сальвадора Дали ходят легенды. Однажды он чуть заикой не сделал советского композитора Арама Хачатуряна. Создатель музыки к балету «Спартак» очень долго сидел в ожидании встречи с художником в огромном зале, обставленном с королевской роскошью.
В одиночестве пил вино, ел виноград, нервничал. И вдруг услышал свою музыку – темпераментный танец с саблями. Под бравурные звуки в двери ворвался верхом на швабре голый Дали. Размахивая саблей, он промчался через весь зал и исчез в дверях, после чего слуга вежливо доложил, что аудиенция закончена.
Тем не менее, именно этот странный человек в 1951 году получил шикарнейший заказ к 700-летию великого Данте: создать серию иллюстраций для огромного фолианта с «Божественной комедией». Дали взялся за работу с энтузиазмом, но проект накрылся из-за финансовых неурядиц.
Тем не менее, нашлись еще два итальянских энтузиаста, которые по акварелям художника сделали по ста иллюстрациям 3500 деревянных гравюр. То есть примерно по 35 штук для каждой акварели, которые позволяли слой за слоем с идеальной точностью воспроизвести сложную технику акварелей. Потом были созданы 5000 экземпляров оттисков на мокрой бумаге, доски были уничтожены, а оригиналы Дали исчезли.
Все гравюры под стеклом, поэтому, как не снимай, получишь автопортрет в интерьере.
Везде - в аду, чистилищще и раю Данте Алигьери - много ярких персонажей, и всюду Дали лицедействует, используя разные приемы, клише, образы и техники.
Можно не быть поклонником сюрреализма, но сама увлеченность художником путешествием по мирам Данте заразительна.
В зале также можно изучить биографии обоих творцов.
На открытии выставки собравшиеся послушали небольшой спектакль.
Мне особенно понравились "Взяточники"!
А первую экскурсию провела заведующая художественным музеем Светлана Пономарева. На днях она заново перечитывала «Божественную комедию», и весь зал вдохновился. Думаю, многие дома взялись за книжки. Чего и вам желаем!
Вера Дулова
Источник фото: автора