Чем позже, тем лучше: что бывает, когда гаджеты заменяют детям игрушки
Врачи уже давно бьют тревогу по поводу того, что число детей, пользующихся интернетом и имеющих собственные аккаунты в соцсетях, растет из года в год, при этом возраст начала самостоятельного использования соцсетей снижается. В настоящее время средний возраст, с которого начинается самостоятельное пользования социальными сетями, составляет 7–8 лет.
По словам заведующего детским отделением психоневрологического диспансера №1 города Череповца Юрия Афанасьева, обратная сторона ранней гаджетизации — различные задержки психического развития, в том числе и речевого. Побочный результат чрезмерного увлечения электронными устройствами — появление зависимостей от интернета, гаджетов, социальных сетей.
— При бесконтрольном пользовании электронными гаджетами и виртуальным пространством у детей возникает большое количество расстройств. И число детей, страдающих такими зависимостями, год от года растет. В нашем отделении больницы большая часть детей с так называемым цифровым следом, — говорит Юрий Афанасьев.
Как говорит врач-психиатр, сейчас в интернете много негативной информации. Ребенок, не имеющий навыков безопасного поведения в интернет-пространстве, и при отсутствии контроля со стороны родителей эту негативной информацию оттуда «поглощает». В итоге у детей появляется большое число расстройств, которые попадают в большую группу нехимических зависимостей.
Чтобы избежать печальных последствий детской гаджетизации, родителям надо больше времени уделять своим детям. Ведь не секрет, что многие мамы и папы вместо того, чтобы заниматься детьми, передают функции воспитания, в том числе электронным гаджетам и интернету. Еще один путь решения проблемы — введение уроков информационной безопасности с 1 класса.
— Сегодня на момент детского сада аккаунты в социальных сетях имеют 5–8% детей, к окончанию 1 класса этот процент возрастает до 90. При этом занятия по информационной безопасности начинают проводиться с 5–7 класса. То есть, когда ребенок «попадает» в интернет, понятие о безопасном поведении у него не сформировано. Поэтому уроки информационной безопасности должны начинаться с 1 класса, — говорит врач-психиатр.
Кроме того, надо прививать медиа-культуру мамам и папам. Надо рассказывать родителям о правилах пользования электронными устройствами и о том, как важно их соблюдать.
Екатерина Васильева