По подсчетам специалистов компании Deloitte, на модернизации некоторых объектов БАМа и Транссиба можно было сэкономить до 45% заложенных средств. В госкомпании не нашли такого резерва для экономии. В правительстве подчеркнули важность реализуемых проектов.
Аудиторы компании Deloitte изучили смету и оценили стоимость строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Проанализировав смету вторых путей, разъездов и вставок (всего восемь объектов стоимостью 19,2 млрд рублей), специалисты пришли к выводу, что их можно построить на 8,5 млрд рублей (или на 45%) дешевле, то есть за 10,7 млрд рублей. Пять других объектов БАМа и Транссиба проанализировали эксперты компании «Ким и партнеры», они нашли здесь варианты для экономии 1,15 млрд рублей (6% от стоимости).
Масштабная стройка РЖД попадала под аудит еще в 2013 году. Тогда проект разбили на три части, и его оценили компании PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young и Deloitte. По данным РБК, ознакомившись с результатами, которые не были опубликованы, правительство решило не выпускать проект из-под контроля.
С тех пор результаты обсуждаются на закрытых заседаниях. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года, на ней сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Компания указывала на возможность экономии при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла до 35% и 55% соответственно. В РЖД заявили о сокращении сметы на 15–16%.
Согласно отчетам Deloitte, стоимость работ и услуг на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Аудиторы также задавались вопросом, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и доставлять рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.
В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа. Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов подтвердил изданию, что проект действительно может не добрать ранее запланированную грузовую базу, но тем не менее указал на важность реализуемых проектов.
Михаил Абызов, министр по делам Открытого правительства:
— Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия.
По данным пресс-службы РЖД, модернизация БАМа и Транссиба закончится в 2019 году, стоимость проекта составляет 562 млрд рублей, благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд рублей. Однако по подсчетам издания, полная стоимость превышает 1 трлн рублей.
Источник фото: РБК