Вместо кредитов на товары банки начинают выдавать деньги «на всё»

Кредитных консультантов в торговых центрах заменят целые офисы банков.

«Магазинные кредиты» теряют популярность. Покупатели, которые раньше активно оформляли кредиты на телевизоры, холодильники и мобильные телефоны, не отходя от кассы, наконец научились читать договор и поняли, что ставка по экспресс-кредиту в 80–90% годовых как-то уж слишком велика.

По данным агентства Frank Research Group, объемы POS-кредитования падают третий год подряд. В прошлом году суммарный объем выданных в торговых сетях экспресс-кредитов вырос всего на 18%, тогда как в 2010 году этот сегмент показывал 43% рост. Аналитики считают, что потребители не только научились считать деньги, но и купили уже почти все, что не могли позволить себе в кризис. И теперь граждане предпочитают брать не узкоцелевые кредиты на конкретные товары, а пользоваться потребительскими кредитами или кредитными картами, по которым и ставка ниже, и деньги можно потратить на что угодно.

Переориентироваться с экспресс-кредитов на потребительские банки заставляет еще и ЦБ. В связи с грядущим повышением норм резервирования по необеспеченным займам дорогие кредиты — со ставками от 25% годовых — станут для банков невыгодными, так как будут сильнее уменьшать достаточность капитала.

Банкиры это прекрасно понимают, но терять заемщиков, склонных к импульсивным покупкам во время прогулок по магазинам, не собираются. Поэтому они просто сменили тактику: вместо кредитных консультантов, которые стоят рядом с кассой и оформляют займы на утюги и ноутбуки, в торгово-развлекательных центрах начинают открываться целые банковские офисы. Причем первыми на этот рынок успели заскочить крупные игроки, которые раньше в POS-кредитовании замечены практически не были.

Например, Альфа-банк начал развивать собственную сеть микроофисов в конце прошлого года. Открыто уже почти 100 таких отделений. Микроофисы «Альфы» представляют собой стойки с парой сотрудников в торговых центрах. Пока там выдают только кредиты наличными, а с марта обещают начать продажу и кредитных карт. В ближайшей перспективе банк планирует превратить в микроофисы и все свои стойки в магазинах, где сейчас выдаются деньги только на покупку товаров.

Быстрые кредиты со дня на день начнет выдавать и «дочка» группы ВТБ — «Лето Банк». Организация, предлагающая кредиты наличными и кредиты в торговых точках, была создана лишь осенью прошлого года и сейчас присутствует уже в 23 городах страны.





На эту тему: