Снижение спроса на автомобили тормозит развитие рынка автокредитования. В этой ситуации банки предпочли пойти путем работы с качественным заемщиком и развития программ автокредитования.
Спрос на новые авто продолжает падать, что привело уже к «внеплановому отпуску» нескольких автозаводов России. Все это, безусловно, оказывает влияние на рынок автокредитования, который так же планомерно снижает темпы своего роста.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2012 году рынок вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом, в 2013-м — на 24%, а в 2014-м ему прогнозируют рост около 20%.
При этом, по словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, доля кредитных машин растет.
Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй:
— Почти каждый второй новый автомобиль в России куплен в кредит. В 2013 году таких машин было 45,8%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 33,6%.
Очевидно торможение рынка и по статистике банков.
Как сообщили в пресс-центре Сбербанка России, в период с начала года по 19 февраля банком было выдано 177 автокредитов на сумму чуть более 100 млн рублей. При этом за аналогичный период прошлого года Сбербанк выдал 561 автокредит. Таким образом, количество выданных ссуд сократилось фактически в три раза.
Незначительное снижение по количеству выданных автокредитов наблюдается и в ВТБ24. Согласно данным банка, за декабрь 2013 года было выдано 678 автокредитов на более чем 300 млн рублей, в то время как в январе банк выдал только 278 кредитов. При этом в банке отмечают, что окончательные выводы о снижении делать рано, поскольку январь — мертвый месяц в плане продаж новых автомобилей.
Алексей Токарев, старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24:
— В целом наш прогноз на 2014 год — умеренный. Мы планируем, что продажи автомобилей останутся на уровне 2013 года, а рынок автокредитования вырастет. Однако увеличение портфелей произойдет не за счет роста продаж. Если падение продаж автомобилей продолжится, то будет и спад в автокредитовании.
В НБКИ уверены, что в свете подобного спада банки будут разрабатывать более интересные программы для заемщиков в сегменте автокредитования.
Алексей Волков:
— Сменились акценты: если ранее покупатель выбирал машину, а потом обращался за автокредитом, то сейчас все чаще люди выбирают кредитную программу и уже потом подбирают подходящий автомобиль. Надо отметить, что для банков автокредитование как сегмент залогового кредитования более надежен, чем необеспеченные кредиты. Мы ожидаем, что банки будут разрабатывать все более интересные программы для заемщиков в этом сегменте.
Таким образом, можно говорить, что при дальнейшем падении спроса на новые автомобили среди банков будет усиливаться конкуренция в сегменте автокредитования. Откорректировать ситуацию могла бы пролонгация госпрограммы автокредитования, но пока ее судьба неизвестна.
Источник фото: tlt.ru