ФНС сможет блокировать имущество неплательщика еще до окончания налоговой проверки. Так ведомство рассчитывает помешать уклонистам скрыть свои активы. Эксперты называют инициативу «беспрецедентной основой для коррупции» и инструментом давления на предпринимателей.
ФНС может получить право блокировать имущество должников в оперативном порядке — до завершения налоговой проверки. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на федерального чиновника и источник, близкий к правительству, и представителя Минфина.
По словам чиновника, признаки возможного ухода от налогов «будут установлены по определенному риск-ориентированному подходу». «Сейчас с момента старта налоговой проверки «уклонисты» успевают распродать все имущество, вывести капитал и обанкротиться. Инициатива направлена на пресечение такой практики», — пояснил он.
Представитель Минфина отметил, что сейчас действительно прорабатывается вопрос предоставления права налоговой «фиксации имущества проверяемого в целях предотвращения возможности использования недобросовестными налогоплательщиками лазеек для уклонения от уплаты налогов». По его словам, налоговые проверки часто растягиваются на продолжительный срок и за это время должники успевают скрыть или вывести активы.
Представитель ФНС согласился, что юридическая фиксация имущества — длительный процесс, добавив, что у налоговиков нет механизмов, препятствующих выводу или обременению активов. По его оценке, налогоплательщики, по которым проводились проверки, за два года сокрыли ликвидные активы не менее чем на 170 млрд рублей.
Как сообщает «Форбс», пока ФНС может блокировать имущество только в результате проверки или если налогоплательщик не сдает отчетность. Обеспечительные меры могут быть в виде запрета на передачу имущества без согласия налоговой или приостановке операций по счетам.
Если ФНС получит право оперативно блокировать имущество, «бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными», — заявил президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.