Центробанк и НПФ договорились о реформировании отрасли.
Банк России и участники пенсионного рынка достигли консенсуса в вопросе трансформации пенсионных накоплений в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), сообщает «Коммерсантъ». При этом средства будут принадлежать гражданам, а не государству. Новая стандартизированная система должна дополнить существующую систему НПО. Но для ее развития необходимы финансовые стимулы в виде налогового вычета, а также гарантирования всей суммы накопления, говорят эксперты.
ЦБ выступает за решение «вопроса с обязательным пенсионным страхованием» (ОПС). Эту «квазигосударственную систему» нужно трансформировать в негосударственное пенсионное обеспечение, заявил на Международном финансовом конгрессе зампред ЦБ Владимир Чистюхин. «Граждане наконец-то должны иметь возможность ощутить данные ресурсы как некую свою собственность», — считает он. Продукт, который ранее являлся главным драйвером роста отрасли, в настоящее время стал «главным драйвером снижения активности», констатировала глава пенсионного дивизиона ГК «Регион» Галина Морозова.
НПФ солидарны, что нужно переводить ОПС в стандартизированную пенсионную схему по НПО. Это означает, что «не каждый фонд устанавливает свои правила, а некие стандартные правила устанавливает государство», поясняет госпожа Морозова. Как говорят несколько топ-менеджеров НПФ, ЦБ принял за базовую идею трансформации ОПС в НПО, предложенную частными фондами на встрече с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной осенью прошлого года (см. «Ъ» от 3 сентября 2020 года). «В апреле мы направили регулятору документ, представляющий структуру предполагаемого нами обновления», — указывает Галина Морозова.
Сейчас идет подготовка презентации этой концепции министру финансов Антону Силуанову.
«В целях стимулирования добровольных пенсионных взносов гражданам должен предоставляться отдельный налоговый вычет, например, 6% от зарплаты или дохода», — считает гендиректор «ВТБ Пенсионного фонда» Лариса Горчаковская. В ЦБ также настаивают на переносе в эту концепцию тех налоговых вычетов (в частности в размере 6% от дохода), которые были предусмотрены в ГПП (гарантированный пенсионный план), говорит один из собеседников «Ъ». Другой собеседник «Ъ» отмечает, что НПФ хотят добиться для стандартизированной схемы НПО гарантирования всей суммы накоплений, а не 1,4 млн руб., как это предусмотрено в системе гарантирования.
Главной причиной, по которой необходима трансформация системы ОПС, по мнению представителей отрасли, является необходимость выплаты постоянной регулярной пенсии застрахованным лицам при достижении ими пенсионных оснований.
«Необходимо создать возможность пополнять эти счета, увеличивать их объемы для того, чтобы они не заканчивались единовременной выплатой», — считает Морозова.
Главным отличием новой системы НПО от ОПС будет то, что средства будут принадлежать гражданам, а не государству. Это означает, что будет предусмотрена возможность досрочной выплаты.
«Накопленные средства можно получить в виде пенсии при наступлении пенсионных оснований, либо в виде выплат при исключительных жизненных ситуациях, перечень которых будет строго определен», — отмечает Лариса Горчаковская.
Предлагаемый НПФ список выплат шире, чем тот, который предполагался для НПФ, говорит один из собеседников «Ъ». В новой системе планируется также возобновление принципа софинансирования. Правда, обсуждение размеров и формы такого накопления пока продолжается, сообщают два собеседника «Ъ».
В результате должна сложиться новая трехкомпонентная пенсионная система. В нее войдут «стандартная пенсионная схема, индивидуальные пенсионные планы, которые уже сейчас есть с разными сроками выплат и разными вариантами взносов, а также корпоративные пенсионные программы», поясняет госпожа Морозова. Эти продукты будут регулироваться разными законодательными актами.
«Стандартизированная схема НПО должна быть наименее рисковой из предложенных НПФ продуктов. На следующем месте по рисковой составляющей должно идти существующее НПО, где предполагается возможность получить убыток, но в результате которого взносы участника не должны пострадать. На третьем месте — самый рискованный продукт НПФ, индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (см. «Ъ» от 19 декабря 2020 года.— «Ъ»), где будет возможность уйти в минус», — говорит один из топ-менеджеров НПФ.