Учредитель медиахолдинга «Север Медиа» дал большое интервью в связи с 10-летием журнала «Глянец».
Череповецкий предприниматель Валерий Бурцев, учредитель медиахолдинга «Север медиа», известен не только на Вологодчине, но и в России. Предприятия, которые ему принадлежат, работают более чем в 30 регионах страны. Валерий Бурцев является учредителем интернет-портала «Город Че», региональных филиалов изданий «Антенна-Телесемь», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», а также многих других медийных проектов, в том числе и журнала «Глянец». Какие принципы жизни и ведения бизнеса позволяют предпринимателю «масштабировать» свое дело, когда многие печатные издания закрываются? Что позволило ему создать личную «медиаимперию» в условиях, когда 70—80% СМИ принадлежат государству и промышленным корпорациям? Возможно ли СМИ сегодня жить, не оглядываясь на помощь государства, и как выстоять в эпоху цифровизации медиа? Эти и другие темы обсудили за чашкой чая учредитель и главный редактор «Глянца».
Глянец/Город Че
— Журналу «Глянец», идея которого принадлежит вам, исполнилось 10 лет. Как отмечают многие, журнал нашел свою нишу в информационном пространстве города. Получился ли проект таким, каким вы его видели изначально?
— Я согласен с тем, что журнал нашел свою нишу, иначе бы мы не отмечали 10 лет с момента выпуска первого номера. Подтверждением этого может служить еще и тот факт, что ни один из журналов, который выходил на момент запуска «Глянца» в Череповце, до сего дня не дожил. Фактически «Глянец» является единственным глянцевым СМИ в городе, который имеет 10-летнюю историю и до сих пор собирает аудиторию читателей и рекламодателей.
Но нельзя сказать, что журнал находится в том же состоянии, что и 10 лет назад, потому как любой медиапродукт видоизменяется, трансформируется в процессе своей жизни. Сегодня он сильно отличается от того, каким мы его запускали.
Во-первых, менялись люди, которые его создавали. У каждого редактора есть свой взгляд на то, каким должен быть главный глянцевый журнал Череповца. А его действительно таковым можно назвать, исходя из данных социологических исследований, доли рекламных бюджетов в журнале и показателей продаж тиража.
Во-вторых, медиаландшафт за 10 лет тоже существенно поменялся. Когда мы начинали создавать журнал, интернет составлял незначительную часть медиапространства. Сейчас совсем иначе. И мы не можем это игнорировать. Именно поэтому уже несколько лет журнал «Глянец» выходит в тесной связке с другим нашим крупным проектом — самым популярным интернет-сайтом Череповца «Город Че». Все проекты, которые выходят в журнале, так или иначе получают свое воплощение на сайте. По сути, команда журнала работает на две площадки одновременно: создает печатную версию журнала и интернет-версию. В этом, конечно, и состоят большие изменения: главному редактору с творческой командой фактически приходится создавать два разных продукта.
— В городах-миллионниках глянцевые журналы создают свой сайт журнала. С вашей точки зрения, есть необходимость у «Глянца» в сайте либо достаточно «кольцевой» версии с «Городом Че»?
— Эта версия в рамках нашего города является единственной экономически обоснованной, потому как региональный рынок относительно небольшой. Выпускать отдельный ресурс, который посвящен «глянцевой» тематике, неэффективно. Многие наши коллеги в разных городах пытались пойти по этому пути, но глобально успешных бизнес-моделей, когда региональный журнал сделал успешный сайт, пока нет. Поэтому самое выгодное — этакий симбиоз главного глянцевого журнала и городского интернет-портала, который может собрать максимальную аудиторию и предложить ее рекламодателю. Это с точки зрения бизнеса выстраданное и проверенное решение…
Мы знаем, как из неприбыльного актива сделать прибыльный
— Многие медиакомпании закрывают свои издания, а вы все покупаете новые. Как вам это удается?
— Наверное, прежде всего за счет эффективной организации медиабизнеса. Мы занимаемся этой сферой 15 лет, и уже накоплен большой опыт. У нас реально сильная команда, что уж говорить, мы работаем не только в Череповце — в 30 городах России и даже в Белоруссии. Поэтому ответ на ваш вопрос, с одной стороны, сложный, с другой — простой. Мы понимаем, какие бизнес-модели на региональных и федеральных рынках работают, что можно монетизировать и что надо сделать, чтобы проект стал более рентабельным.
— Бытует мнение, что все СМИ у нас в России «купленные», если не государством, то большими корпорациями. Ваш холдинг, видимо, приятное исключение из правил…
— Наши медиаактивы не зависят от тех денег, которые выделяют органы власти. Зачастую мы вообще никаких денег от органов власти не получаем. А если и получаем, то в рамках коммерческих взаимоотношений — как рекламодатель и площадка под размещение рекламы. И нет ни одного актива, который не был бы эффективен без этих рекламных контрактов. То есть государство, например в лице муниципалитета, — это просто один из рекламодателей, который размещает свою информацию в одном из наших СМИ.
— Вас считают чуть ли не единственным бизнесменом, который, находясь территориально в регионе, смог создать медиаимперию российского масштаба. Планируете ли вы расширение холдинга?
— Задача нашей команды — искать направления, в которых мы можем дальше развиваться, в том числе в сфере медиа. Мы, безусловно, над такими проектами работаем. Какие-то из них потом выливаются в реальные продукты, которые запускаются, какие-то переговоры заканчиваются ничем, но это бизнес…
— Насколько глубоко вы сами вникаете в каждый проект бизнеса? Или вы заняты только разработкой стратегии развития компании?
— Оперативным управлением проектами я не занимаюсь. В основном функционал директоров выполняют самостоятельные руководители. В большей степени я отвечаю за общую стратегию компании, за какие-то ключевые кадровые решения. Это мне наиболее интересно, наиболее близко, и я стараюсь давать возможность руководителям проектов самим управлять бизнес-единицами, чтобы они были максимально самостоятельными. Конечно, стратегией занимаюсь не я один, безусловно, всегда работает несколько человек, для разных проектов подбирается разная команда.
Сидеть на старом багаже и ничего не делать было бы неправильно
— Сейчас все печатные СМИ находятся в переходном периоде от бумажной к цифровой версии. Как ваш медиабизнес переживает этот период? На ваш взгляд, к каким изменениям мы придем?
— На наш век пришлась, наверное, самая крупная в истории медиа трансформация. Еще никогда настолько глобальные изменения в медиапотреблении не происходили одномоментно, в одно десятилетие. Традиционным СМИ, таким как телевидение, пресса, радио, приходится учитывать тот факт, что появился очень мощный канал — интернет, который поглощает время аудитории и деньги рекламодателей. И это уже установленный факт: в прошлом году интернет стал главной рекламной площадкой и в России. Понятно, что рекламный пирог не резиновый, эти деньги «ушли» с традиционных каналов коммуникаций. И конечно, наша компания не находится на какой-то отдельной планете, мы все это переживаем на себе. Безусловно, мы тоже трансформируем компанию в направлении цифровизации, запускаем новые продукты. Сейчас, например, более 25 миллионов уникальных посетителей в месяц посещают сайты наших СМИ. И надо сказать, доля рекламных доходов, которые приходятся на интернет-проекты в общей бизнес-модели, постепенно растет. Да, этот процесс болезненный, он сопровождается разными изменениями, в том числе в редакционной политике. Но сам процесс неизбежен. К чему мы придем? Я считаю, что на каком-то этапе произойдет стабилизация потребления между аналоговыми и цифровыми СМИ. С другой стороны, ничего страшного не произойдет, если доля аналоговых СМИ будет уменьшаться. Наверное, медиабизнес должен быть к этому готов, должен уметь перестраиваться. Сидеть на старом багаже, издавать только печатные СМИ и говорить, что газеты не умрут никогда, и при этом ничего не делать — было бы тоже, наверное, неправильно.
Никогда не буду заниматься тем, к чему не лежит душа
— Год назад вы стали владельцем гостиницы «Ампаро». Говорит ли это о том, что вы не намерены концентрироваться только на медиабизнесе, вам интересны и другие ниши?
— Может быть, об этом не все знают, но помимо того, что я занимаюсь медиа, у меня, конечно, есть инвестиции и в другие виды бизнеса. В основном я инвестирую в те направления, которые мне самому понятны и я верю в их перспективу. Гостиничный бизнес мне действительно близок, потому что я сам продвинутый пользователь гостиничных услуг. Я очень много путешествую как по работе, так и на отдыхе. И надо сказать, я придирчивый пользователь. С другой стороны, мне это интересно. Есть определенное понимание, как все должно выглядеть, чего именно не хватает. Поэтому гостиница «Ампаро» стала пробным шаром в плане управления подобным бизнесом. Мне понравилось. Конечно, гостиницей занимается управляющий, а я в большей степени сосредоточен на стратегических моментах. Сейчас «Ампаро» переживает большую внутреннюю реконструкцию. Это одна из лучших гостиниц Череповца, и мне важно, чтобы гости, которые приезжают в наш город (и к нам в том числе), могли остановиться здесь и им хотелось бы порекомендовать «Ампаро». В середине мая она получит сертификат категории «4 звезды», и это будет единственная гостиница в Череповце, которая прошла все проверки и отвечает всем требованиям четырехзвездочного уровня. Безусловно, мы вложили серьезные ресурсы, в том числе и финансовые, в ее реконструкцию. И результат уже есть. И мы не планируем останавливаться. Мы хотим в Череповце построить еще одну, самую современную, гостиницу на 120 мест. У нас уже есть понимание, где именно она появится. И это направление мы планируем развивать.
Если я занимаюсь бизнесом не как финансовый инвестор, а как управляющий акционер, то мне важно, чтобы сфера была для меня понятна, приятна и мне самому нравилось в нее погружаться. Стиль моего бизнеса в том, что я старюсь максимально делегировать работу самостоятельным руководителям, но, с другой стороны, мне самому должна быть максимально интересна эта тема. Я никогда не буду заниматься тем бизнесом, к которому у меня не лежит душа, если даже на нем можно заработать большие деньги. Гостиница — это позитивные эмоции для людей, которые здесь останавливаются. Хочется, чтобы людям было приятно, чтобы их жизнь была более благоустроенной.
Главный драйв — превысить свой предел
— В чем ваш талант, ваша сильная сторона личности?
— Я всегда немножко не удовлетворен тем, что у меня есть. На мой взгляд, некоторая самоуспокоенность, когда человек считает, что всего достиг и все знает, говорит о том, что он остановился в развитии как личность, как профессионал. Важно постоянно, ежедневно, ежегодно делать больше, чем ты можешь, и постепенно совершенствоваться и становиться лучшей версией себя. Без разницы, в педагогике ты работаешь, в журналистике или в бизнесе.
Очевидно, что в каждом человеке есть заложенные природой наклонности и способности. Я согласен, что идти против природы — неправильно. Задача человека — максимально найти то, что у него получается, и постараться в этом направлении реализоваться. Практически все навыки, которые требуются, постепенно развиваются, просто над этим нужно работать. Приведу пример со спортом. Я занимаюсь им с 8-го класса. Получается, что я 25 лет хожу в спортзал три раза в неделю. Чтобы улучшить свой результат, мне постоянно приходится работать над собой. Ничто не возникает просто из ничего. Нельзя прийти в зал и сегодня пожать 60 кг лежа, а завтра 150 кг. Это результат многолетнего труда. Ты каждую неделю и каждый месяц работаешь над тем, чтобы твоя «личная версия» стала сильнее — неважно, в каком смысле: физическом, интеллектуальном или управленческом. В любом случае это постоянная работа над собой.
— Каким вы видите себя и свою компанию через пять лет?
— На сегодняшнем этапе развития бизнеса задача заработать больше денег становится вторичной. На первом этапе, когда я начал строить бизнес, для меня самым главным было получить прибыль. Я жил в перманентном состоянии нехватки денег, постоянно образовывались какие-то кассовые разрывы. Чтобы вовремя выплатить зарплату сотрудникам и рассчитаться с поставщиками, ты должен был думать, как получить прибыль как таковую. Прибыль, что говорить, является неотъемлемым условием предпринимательства. Это технический измеритель успешности предпринимателя. Прибыль должна быть, но не менее важно реализовать свой потенциал, потенциал своей команды и своего бизнеса как развивающейся системы. Самый главный драйв — превысить свой предел. Пусть это развитие не будет ошеломляющим с точки зрения скачков, пусть оно будет планомерным, но это дает энергию, дает интерес каждый день ходить на работу. У предпринимателя, который увлечен своим делом, граница между работой и личной жизнью зыбкая. Я не могу сказать, на каком этапе у меня заканчивается работа и начинается жизнь. И через пять лет я хочу быть человеком, который получает удовольствие от того, что делает. Я считаю, что это самое главное не только для предпринимателя, но и для любого человека.
Хороший способ переключиться — отправиться в путешествие
— Где будете отдыхать этим летом?
— Я надеюсь, что этим летом люди смогут уже спокойно путешествовать. Любимое место отдыха для меня — Европа. В самых известных городах я уже побывал, теперь хочу посмотреть не столь популярные уголки. Мне важно, чтобы место было не только красивое, с пляжем и морем, но и с интересной историей, архитектурой, чтобы можно было взять индивидуальные экскурсии. Хочется, например, побывать на юге Испании, в Севилье. Я там еще не был. Не всю Италию посмотрел… Мне нравится хорошая европейская кухня, я очень люблю пробовать новые блюда… Отдыхать надо. Очень хорошие мысли по бизнесу возникают на свежую голову, когда ты пытаешься отключиться и гуляешь где-нибудь в Европе на какой-нибудь старой улочке.
— Как справляетесь со стрессами? Что помогает вернуться в состояние тонуса, в свою сильную позицию?
— Как человек, который окончил аспирантуру по философии, я старюсь философски относиться к жизненным неурядицам. Если они не являются критичными. Как говорят мудрые люди, не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней. Поэтому я стараюсь ментально настраивать себя на то, что жизнь — это зебра, есть черная полоса, есть белая. У предпринимателей стрессов хватает, что уж говорить, особенно в нынешнее время. Меня, как я уже сказал, хорошо спорт приводит в порядок, но… и бокал хорошего красного вина никто не отменял.
Что главное — вершина или путь? Я бы ответил: путь!
— Если бы вас спросили: «Валерий Бурцев — он какой?», что бы вы сказали?
— Для меня важно быть честным и порядочным. Для меня это значимый элемент в системе координат. Я довольно требовательный, но при этом справедливый. Я перфекционист, любую вещь пытаюсь довести до совершенства, что в жизни, что в спорте. Не переношу необязательность и нечестность. Со всем остальным можно работать…
— Что вами движет по жизни? Желание славы, денег, обретение внутренней гармонии или что-то совершенно другое?
— Деньги уже вторичны, потому что нет больше той головной боли, как в начале пути: получить прибыль для того, чтобы реализовать свои первичные финансовые цели, заплатить зарплату сотрудникам и закрыть платежи поставщикам. Поэтому, с одной стороны, бизнес для меня — элемент спорта, с другой — реализация социальной миссии. А что движет? Для каждого человека важно признание коллег по цеху, признание общества. Наверное, и у меня присутствует элемент честолюбия. Но скорее всего, cовокупность элементов является моим мотиватором.
Зачем или с какой целью мы живем — об эту проблему сломали копья лучшие умы тысячелетий, начиная с античных времен, а вы хотите некий рецепт от меня! (Смеется.) А если серьезно, я считаю, что социальный аспект в бизнесе есть, и мне небезразлично, с кем я работаю и как. Хочется верить, что продукты, которые мы создаем — без разницы, информационные или иные, — делают жизнь людей лучше. Мне кажется, что это как раз и есть вклад предпринимателя в общество, в социум. Если ты делаешь свое дело хорошо, соблюдая принципы, то ты, в общем-то, выполняешь свою миссию в этой жизни.
—А что радует в жизни?
— Путешествия, гастрономия, спорт, общение с позитивными людьми, книги. Люблю читать биографии выдающихся людей. Про управленцев, предпринимателей, потому как можно сравнить со своей жизнью и взять что-то полезное для себя.
— Вы чувствуете себя счастливым?
— С одной стороны, да, я занимаюсь любимым делом, тем, что мне нравится. И у меня это получается. С другой стороны, развитие невозможно без какой-то степени неудовлетворенности. И если отвечать на вопрос, что важнее — вершина или путь, то я бы сказал: путь. Потому что в любом случае вершина — это промежуточная цель, но самое главное — что будет, когда ты на эту вершину пришел. Что дальше? А путь, он бесконечен, и лежит он через ряд вершин. И я очень надеюсь, что вершина моего личного проекта и вершина нашей команды еще далеко не достигнута. Я считаю, хочу верить, что все главные цели еще впереди.
Текст: Елена Боронина
Фото: Вячеслав Боронин
Источник фото: Вячеслав Боронин