Металлургический гигант, несмотря на падение рынков продолжит инвестиции, рефинансирует долги и хочет стать поставщиком «сложных решений».
Накануне встречи с инвесторами в Лондоне генеральный директор «Северстали» Александр Шевелёв дал большое интервью «Коммерсанту», изложив принципиальную позицию менеджмента компании по ряду ключевых вопросов. Ниже - сжатая версия интервью в изложении РБК Вологодская область.
«Хороший план»
Шевелёв подтвердил продолжение инвестпрограммы «Северстали», предполагающей повышенный уровень инвестиций до 2023 года, в пределах $1,5–1,7 млрд ежегодно. Пока от этого плана, по словам гендиректора, компания отступать не собирается, несмотря на неважную конъюнктуру на мировом рынке металлов и экономическую стагнацию внутри страны. Однако, оговорился Шевелёв, «хороший план тот, который может быть изменен при необходимости»:
«Если мы увидим, что рынок движется в сторону негативного сценария развития интенсивнее, чем мы сегодня предполагаем, то у нас есть возможность приостановить реализацию ряда наших проектов».
Поставщик сложных решений
Стратегической задачей, решению которой сейчас во многом подчинена деятельность коллектива «Северстали», Александр Шевелёв назвал процесс отстраивания от конкурентов по уровню себестоимости и по предложению на целевых рынках. Во втором случае «Северсталь» хочет сменить имидж производителя базового проката на образ поставщика «сложных решений», за которые современный клиент готов платить большую добавленную стоимость. В качестве свежего примера здесь можно назвать металлопрокат «Северстали» под брендом SeverFarm, который накануне получил официальное заключение Национального исследовательского технологического университета МИСиС об оценке коррозионной стойкости и долговечности. Сам же Шевелёв в интервью изданию упомянул другой уникальный продукт, обладающий свойствами нержавеющей стали, который «Северсталь» получила в этом году благодаря инвестиции в американскую компанию Arcanum Alloysо.
Производить упомянутые «сложные решения» компания, по словам гендиректора, будет с помощью развития партнёрств в разных формах. В 2019 году «Северсталь» объявила о создании двух СП: с Windar и «Роснано» по строительству башен ветрогенераторов, а также СП с Tenaris. Но, как отметил Шевелёв, руководство компании рассматривает существенно большее количество проектов различного масштаба в строительной, энергетической и машиностроительной отраслях.
Эта работа, как уверенно говорит гендиректор компании, позволит «Северстали» заработать за шесть лет с момента объявления новой стратегии дополнительно $2,1 млрд на уровне EBITDA.
«За 2018–2019 годы мы уже заработали около $700 млн, то есть пока мы в плане. Эти дополнительные результаты мы считаем без учета ценовых колебаний, поэтому мы расцениваем эту трансформацию и как инструмент для роста, и как «подушку» для защиты от волатильности рынка», - подчеркнул Шевелёв.
В определённом смысле ещё одним средством защиты, позволяющим одновременно выплачивать довольно щедрые дивиденды акционерам (100% свободного денежного потока), стало состоявшееся в сентябре рефинансирование $800 млн долга по рекордно низкой ставке в 3,15%.
Металл и нацпроекты
В последнем интервью Шевелёв продолжил отстаивать свой тезис о самых благоприятных перспективах металла как основного конструкционного материала в промышленности. Перспективный рост потребления металла в строительной отрасли, например, гендиректор «Северстали» обосновывает наличием нескольких драйверов. Это, во-первых, национальные проекты, реализация которых, как признаёт Шевелёв, сегодня идёт «не вполне в соответствии с заявленными планами». Но собеседник «Коммерсанта» убеждён: в ближайшие два года нацпроекты будут развиваться «более интенсивно». Вторым драйвером Александр Шевелёв назвал тренд на экологичность. По его словам, сталь может быть многократно переработана и постоянно совершенствуется с точки зрения качественных, технологических характеристик. Наконец, третьим важным фактором, влияющим на перспективы стали, является непропорционально низкое её использование в строительной отрасли России в сравнении со стройкой США и Евросоюза.
«В Европе и США здания на основе стальных конструкций составляют 70–75% объектов, а в России — только 3%. Скорее всего, мы будем повышать потребление стали в стройке, приближаясь к западному строительству», - заявил Шевелёв.
Лом не нужен
Гендиректор «Северстали» сделал несколько замечаний, связанных с сырьевой обеспеченностью металлургического производства компании сырьём. По словам Шевелёва, у «Северстали» есть чёткий план по повышению самообеспеченности углем. В течение 2019 года её удалось довести до 80%. А больше не нужно, чтобы не потерять «гибкую рыночную позицию». Так же последовательно металлурги Череповца снижают свою зависимость от рынка металлического лома: продажа завода в Балаково позволила в два раза снизить потребность в ломе, дополнительный эффект даст инвестиционный проект переоборудования шахтной печи на большее (пости в три раза) потребление жидкого чугуна.
Сергей Авдеев