Нынешнее не решает навсегда проблему российской пенсионной системы. И менее чем через 10 лет, как считают специалисты, придется вернуться к вопросу вновь.
Повышение пенсионного возраста подано как радикальное и долгосрочное решение проблем пенсионной системы, но это лишь их купирование и отсрочка. Отставание уровня пенсий от уровня зарплат будет нарастать и вести к падению качества жизни выходящих на пенсию людей. Об этом говорится в докладе Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…», сделанного на ХХ апрельской конференции в Высшей школе экономики. После 2028 года властям, не исключено, придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста, и хотя до этого еще далеко, обсуждать нерешенные проблемы лучше начать сейчас, сообщают «Ведомости».
Когда весной 2018 года правительство внезапно объявило о повышении пенсионного возраста, общество восприняло это в штыки. Повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 и мужчин с 60 до 65 выглядит серьёзно, а для народа России в его большинстве — угрожающе, уточнят газета «Труд». По данным «Ромир», 92% граждан были против реформы. Поэтому власти решили ускоренно индексировать пенсии.
Обещано, что до 2024 года пенсии неработающих пенсионеров будут повышать в среднем на 1000 руб. Как отмечает Горлин, с точки зрения сегодняшних пенсионеров решение хорошее. Но у него есть последствия с дополнительными рисками для пенсионной системы.
Повышение возраста лишь отсрочит отставание уровня пенсий от зарплат, и к 2028 году Кремлю (независимо, кто будет президентом) придется говорить о новом витке реформы, предупреждают аналитики.
Если говорить о повышении возраста выхода на пенсию, то надо ориентироваться не на индексацию, а на соотношение средней страховой пенсии и средней зарплаты (коэффициент замещения), говорят эксперты. Коэффициент отражает компенсацию утрачиваемого заработка.
Реформа при среднереальном прогнозе роста ВВП в 1,5% купировала снижение коэффициента: 32,8% в 2018 году, 32,1% ожидается в 2030 и 26,5% в 2050 году. Без повышения пенсионного возраста было бы 27,9% к 2030 и 22,9% к 2050 году, говорят в РАНХиГС.
Но ускорение экономики не спасёт от роста разрыва между пенсиями и зарплатами. По мнению Юрия Горлина, по мере роста ВВП пенсии быстрее будут отрываться от зарплат. Рост экономики приводит к росту зарплат, а повышение пенсий зависит от доходов ПФР. Как они начнут расти, если нет тех же демографических предпосылок? Накачивать ПФР бюджетными деньгами в правительстве считают нежелательным.
Эксперты РАНХиГС напомнили про нулевые, когда при росте экономики средние зарплаты обгоняли пенсии. Коэффициент замещения резко снизился: в 1997 году 34,7%, в 2007 — уже 22,9%. За 3 года государство подняло пенсии почти в 2,5 раза, но прежде всего за счёт бюджета.
Если сохранять пенсионную систему на принципах выплат за счёт работающих людей и ничего в ней не менять, начнутся проблемы. К 2028 году обещанный государством рост пенсий себя исчерпает, а переходный период пенсионной реформы завершится.
«Реформа сконструирована так, чтобы в ближайшее десятилетие этот вопрос больше не поднимался. В нашем прогнозе до 2036 года и в готовящемся в Минфине бюджетном прогнозе дальнейшее повышение пенсионного возраста не предусмотрено», — говорил в интервью «Ведомостям» глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Но чиновникам всё же стоит задуматься о дальнейшей судьбе пенсионной политики, настаивают Горлин и Ляшок.
С докладчиками не согласен доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. Доклад основан на ложных предпосылках, и сравнение с нулевыми некорректно, считает он. Тогда резко снизили ставку страховых взносов, в том числе в ПФР — с 29% до 20%, и ввели регрессивную шкалу. Отсюда падение пенсий по коэффициенту замещения. Власть откатила назад, и к 2011 году удалось достичь коэффициента в 40%. Но сохранялась эта цифра недолго, правительство всё время пыталось понизить планку взноса.
Бюджетные вливания в ПФР росли, соглашается Гудков, но шли они на накопительную пенсию и сильно расхищались. Риск стабильности пенсионной системы возможен лишь при снижении страхового тарифа ПФР с 22% до 20%, уверен Гудков. Снижение играет на руку работодателям, позволяя экономить, но вредит пенсионерам. С нового года вступила в силу конвенция Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». По ней отношение средней пенсии к средней зарплате должно составлять 40%
«Повышение возраста выхода на пенсию — долгосрочный тренд. Не в ближайшее время, но лет через 20 нам не уйти от обсуждения этой темы: звучат прогнозы о продолжительности жизни и до 100 лет, — цитирует портал TRUD.RU эксперта Центра политических технологий Никиту Масленникова. — А по коэффициенту замещения интриги нет: повышение пенсионного возраста не предполагало его роста».
При существующих темпах ВВП коэффициент покажет скромный эффект. Но с ускорением экономики до 3,5% в год и выше можно рассчитывать и на более высокие показатели коэффициента, говорит экономист. Здесь не обходится и без роста зарплат и производительности труда, но по ней мы отстаём от ведущих экономик в 3–4 раза.
Попутно поднимать коэффициент с нынешних значений до 45% можно и нужно с развитием накопительной системы и переходом на индивидуальный пенсионный капитал. Помогут и инвестиции в фондовый рынок. Пока мы не слышим внятных обсуждений в правительстве на эту тему, говорит Масленников. Если не разгонять ВВП и не заниматься накопительной системой, то к 2028 году будут поводы обсудить второй этап повышения пенсионного возраста, заявил он.