Процент пользователей кредитов растет вместе с температурой воздуха, достигая рекордной отметки в августе, и нынешний год не станет исключением.
Такой вывод был озвучен директором центра маркетинговых исследований ВТБ24 Дмитрием Лепетиковым, который представил результаты анализа сезонности продаж продуктов и услуг банка в ходе видеоконференции в среду.
По данным Дмитрия Лепетикова, пики клиентской активности приходятся на весну, конец лета — начало осени и конец года. Банковские услуги нужны тогда, когда делаются покупки — перед или сразу после летнего отдыха, а также перед Новым годом.
Помесячный ход выдачи розничных кредитов и кредитов малому бизнесу имеет сходную картину: четыре пика разной интенсивности в марте, мае, августе, ноябре/декабре, а также два наиболее значительных спада в январе-феврале и июне-июле. Максимум потребности частных клиентов в кредитных продуктах приходится на август и ноябрь, а малого бизнеса — на март и август.
«Начало нового года считается довольно сложным временем, — отмечает Дмитрий Лепетиков. — Общий спад экономической активности, усиливаемый длинными праздниками, является катализатором спада интереса и к банковским продуктам».
Весна — сезон роста интереса к розничным продуктам и активность по сравнению с январем-февралем значимо растет. Об этом также свидетельствуют результаты исследования ВТБ24. Начиная со второго квартала, особой популярностью у клиентов банка пользуются автокредиты и кредиты наличными. Так второй по интенсивности пик продаж автокредитов приходится на май (11,9%), против 14,8% в августе.
Май 2013 года принес свои результаты
«Таких длинных майских праздников, как в этом году, в банковской практике еще не было, — продолжает Дмитрий Лепетиков. — Возможно, из-за длительных каникул, часть нереализованного населением спроса на кредиты перенесется на июнь. В целом же летний спрос на кредиты в этом году, будет пусть и не такой значительный, как в прошлом, но все же он позволит банкам нарастить кредитный портфель. Лето 2013 может стать сезоном максимальных за последние годы скидок и акций со стороны банков и их партнеров по автокредитам и ипотеке».
Лето — пора отпусков, и оно приносит не только банковскому сектору, но и всему финансовому рынку некое замедление. Падение спроса наблюдается в июне-июле, а вот август — достаточно активный месяц. Отдохнув, люди гораздо активнее тянутся к новому, что выливается в спрос даже на такие сложные продукты, как ипотека.
По данным исследования ВТБ24, наибольшая потребность в ипотеке, кредитных картах и картах с овердрафтом возникает у клиентов именно в III-IV кварталах.
«Первый по интенсивности пик продаж ипотеки приходится на август, — также отмечает Дмитрий Лепетиков. — Его доля в годовом числе продаж составляет 15%. Второй пик приходится на ноябрь-декабрь — 12,3% и 13,4% соответственно. Максимум продаж карт с овердрафтом приходится не на август (13,3%), как для остальных кредитных продуктов, а на ноябрь (13,4%)».
Несмотря на сезонные колебания, тренды показывают рост потребления кредитных продуктов физических лиц в течение года. Исключение составляют автокредиты, потребность в которых закономерно снижается в зимние месяцы. Наиболее равномерно распределена в течение года потребность в кредитах малому бизнесу.
Ноябрь и декабрь, предваряющие новогодние праздники, являются пиком активных продаж не только кредитных продуктов. Наибольший всплеск в конце года приходится на депозиты — только декабрь формирует до четверти годового прироста банковских вкладов. По мнению эксперта, это связано с дополнительными доходами: бонусными выплатами, премиями и т.д.