Наибольший риск у автомобилестроителей, банковских работников и тех, кто трудится в транспортных компаниях.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на мониторинг Министерства труда, весной под сокращения могут попасть 115,7 тыс. человек. Эксперты считают это невысоким и весьма оптимистичным показателем для российского рынка труда. По их мнению, возможные увольнения в этих сферах могут быть связаны с приостановкой производства из-за перенасыщения рынка, проблемами компаний-перевозчиков и продолжающейся «чисткой» банковского сектора.
Предприятия обязаны уведомлять власти за 2 месяца до предполагаемого сокращения, при этом руководство может и изменить планы. Данные для последнего мониторинга Минтруда представили 14,6 тыс. организаций с численностью 5,6 млн сотрудников. Документ раз в месяц направляют в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которой руководит вице-премьер Татьяна Голикова.
По данным мониторинга на 6 февраля, большинство сокращений может произойти в Москве (18,7 тыс.), Санкт-Петербурге (5 тыс.), Свердловской области (4,5 тыс.), Пермском крае (4,4 тыс.) и Кемеровской области (3,7 тыс.).
Выше всего риск увольнения в сфере автомобилестроения — работу в этой отрасли могут потерять 25,8 тыс. человек. За ними следуют занятые в транспортных компаниях (23,4 тыс. человек) и сотрудники финансовой и банковской отраслей (15,4 тыс. человек).
При этом еще в конце 2018 года, вероятнее всего, можно было потерять работу в банках, затем — на транспорте и производстве электрооборудования.
В последнем мониторинге Минтруда указано, что вероятность потерять работу высока в сферах производства электрооборудования (риск сокращений есть у 14,8 тыс. человек), производства машин и оборудования (11,1 тыс. человек), добычи энергетических ископаемых (7,4 тыс.), производства стройматериалов (6,4 тыс.).
Профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин поясняет, что рынок авто перенасыщен, а спрос есть лишь у достаточно дорогих машин — от 1,5 млн рублей и выше. Но обстановка может измениться благодаря тому, что отрасль получит господдержку, считает эксперт.
Аналогичная ситуация складывается и в сфере производства электрооборудования. Большинство россиян не готовы приобретать бытовую технику, а склады наполнены прошлогодней продукцией.
В транспортной сфере под сокращения могут попасть в основном сотрудники частного общественного транспорта, чьи компании не выиграли тендеры.
Наименьшие риски потери работы сейчас у специалистов сфер IT, фармацевтики и медицины, заявил «Известиям» руководитель сервиса Rabota.ru Александр Ветерков.
— В digital-сфере постоянно востребованы SEO-специалисты, специалисты по контекстной рекламе, e-mail-маркетологи и SMM-специалисты. В IT — программисты, аналитики, тестировщики, продакт- и проджект-менеджеры. Риск потерять работу в этих сегментах — низкий, — уверен он.
По Трудовому кодексу работодатель должен предупредить сотрудника о предстоящем сокращении персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Также должны быть предложены вакансии, на которые работника могут переведести. Если он на них не согласится и всё же покинет компанию, ему положена выплата выходного пособия — месячной зарплаты. В течение еще 2 месяцев, если сотрудник не трудоустроится, бывший работодатель обязан платить ему пособие в размере среднемесячной зарплаты.