«Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» решили слиться в единого ритейлера.
Игорь Кесаев и Сергей Кациев, бенефициары ГК «Дикси» и «Альбин 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль»), и Сергей Студенников, владелец ГК «Красное & Белое», объединяют свои розничные активы, сообщили участники сделки. Как уточняет РБК, созданию СП, контроль в котором получат Игорь Кесаев и его партнер, предшествовали обыски у одного из его участников. Новый ритейлер будет третьим по обороту в РФ.
51% в объединенной компании будет принадлежать Кесаеву и Кациеву. Согласно заявлению сторон, в процессе «паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы при объединении». Сергей Студенников и гендиректор ГК «Дикси» Сергей Беляков отказались комментировать условия сделки и дальнейшие планы новой компании.
Обращались ли участники соглашения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для согласования сделки, в ведомстве на момент публикации не ответили.
В результате слияния появится третий по обороту розничный ретейлер в России после X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнита». Что известно о новой компании и что предшествовало сделке, разбирался РБК.
ГК «Дикси» — одна из старейших розничных компаний в России, основанная в 1992 году, — по последним официальным данным на конец 2017-го (позднее ретейлер отчитываться перестал), насчитывала 2703 магазина. Структуры Игоря Кесаева, состояние которого Forbes оценил в 2018 году в $2,4 млрд, стали совладельцами ретейлера в 2007 году. В группу входят, в частности, сети «Дикси», «Виктория», «Мегамарт». Около 80% выручки ей приносят форматы «магазин у дома», а сама группа по итогам 2017-го занимала пятое место среди крупнейших розничных компаний, по данным «INFOLine-Аналитики», с оборотом 280,1 млрд руб. По итогам первого полугодия 2018-го выручка ГК «Дикси» оценивалась в 146,7 млрд руб.
В 2014 году стало известно, что Кесаев и Кациев оказались собственниками еще одной розничной сети, на этот раз алкомаркетов, — «Бристоля», созданного в Нижегородской области в 2012 году. Как рассказал РБК источник на алкогольном рынке, этот проект стал ответом на желание бизнесменов сделать конкурента уральскому ретейлеру «Красное & Белое», созданному Сергеем Студенниковым в 2006 году и к тому моменту уже ставшему крупнейшей специализированной розницей в стране. В 2012 году Кациев вместе с бывшим президентом «Дикси» Ильей Якубсоном даже приезжал в Челябинск для консультаций со Студенниковым. Но впоследствии, как минимум публично, «дружить» компании не стали и регулярно встречались в ФАС: например, «Бристоль» не раз жаловался на конкурента из-за несоблюдения нормативов продажи табачной продукции.
В начале 2018 года в сеть «Красное & Белое» входило 5559 магазинов (выручка за первое полугодие 2018 года — 130 млрд руб.), «Бристоль» насчитывал 2875 точек (36 млрд руб.). В ноябре 2018-го оба алкогольных ретейлера попали в рейтинг самых быстрорастущих компаний России по версии РБК, причем «Бристоль» обогнал компанию Студенникова.
Сделка дает ее участникам усиление позиций сразу в 2 сегментах — алкогольном и табачном, сказал собеседник РБК на розничном рынке. В сегменте алкомаркетов у новой объединенной структуры конкурентов нет: у сети «Лит.ра» на начало прошлого года было всего 472 точки, далее идут «Ароматный мир» с 470 магазинами и «Горилка» (303).
«С учетом активного развития алкомаркетов, в ближайшее время будет происходить активное перетекание потребителей этой категории из супермаркетов, и тут фактически монопольное положение новой объединенной компании позволит ее акционерам получить максимальный эффект, — сказал собеседник РБК на алкогольном рынке. — Вопрос в том, не будет ли компания теперь использовать свой масштаб в работе с поставщиками».
Согласно анализу «РБК Исследования рынков», в 2017 году доля специализированных сетевых магазинов по продаже алкогольных напитков в структуре продаж алкоголя достигла 12,5%, уступая несетевой рознице (35,5%) и продуктовым сетям (43%).
Значительной оказывается доля нового ретейлера и в продажах сигарет. По оценкам, выручка объединенной компании сейчас может составлять порядка 500 млрд руб.
В Череповце сейчас присутствуют все 3 сети, которые намерены объединиться.
Источник фото: wikimapia.org