Маленькие сети продуктов питания вытесняются крупными федеральными ритейлерами.
«Подсолнух», «Чикаго», «Вега», «Десяточка», «Паритет» — большинства этих продуктовых магазинов в Череповце почти не осталось. Конечно, в некоторых районах города сети продолжают существовать, но суммарное количество оставшихся торговых точек каждого из магазинов не превышает 4 штук. Как сообщил корреспонденту портала Gorodche.ru собственный источник, чтобы посчитать общее количество оставшихся в городе местных магазинов, достаточно четырех рук, тогда как еще в 2010 году база местных торговых точек составляла 150–180 единиц.
Сокращением численности эти сети обязаны внедрением на рынок таких крупных федеральных игроков, как X5 Retail Group, (сеть «Пятерочка»), «Магнит», «Дикси». По большому счету, эти супермаркеты размещаются на торговых площадях бывших «Чикаго» и «Вег», там самым, по сути, оставаясь для потребителей магазинами из разряда «шаговой доступности».
Почему малый торговый бизнес вытесняется крупными ритейлами?
Малым предприятиям становится все сложнее выживать и получать прибыль в условиях конкуренции с торговыми сетями, поскольку последние имеют явное преимущество, используя форматы супермаркетов, гипермаркетов (магазины с очень большой площадью и с очень широким товарным ассортиментом) и «магазины у дома». Малый бизнес проигрывает крупным конкурентам по причине эффекта масштаба — покупатели привыкают иметь рядом магазин «все в одном».
Еще один важный показатель — цены. На фоне торговых гигантов предприятия малого бизнеса кажутся заведомо неуспешными и малоприбыльными. Постоянно «теряя» на аренде помещений, разнообразных барьерах для входа на рынок, высоких ставках по налогам, предприятие старается компенсировать свои убытки, повышая цены на продукцию.
Как сообщил Gorodche эксперт, ситуация на современном рынке Череповца такова, что с уходом малого бизнеса остаются без работы люди — как продавцы, так и местные производители, продукцию которых федеральные сети стараются не реализовывать вообще, либо продают только товары первой необходимости.
Опасность заключается также в том, что у федеральных сетей цены низкие только до поры. Когда уйдет малый бизнес — у крупных сетей исчезнет сдерживающий фактор и, за отсутствием конкурентов, цены начнут расти.
«Так как у них [федеральных сетей — прим. ред.] количество магазинов измеряется тысячами, то в масштабах страны, у них, естественно, скапливаются гигантские деньги. Иной раз они имеют 100% убыточные магазины, но держат их только для того, чтобы «задавить» все оставшиеся магазины в округе», — считает эксперт.
Кроме прочего, с повсеместным открытием федеральных сетей, зарегистрированных в других городах [например, «Магнит» зарегистрирован в Краснодаре — прим. ред.], налоговые выплаты «уходят» не в череповецкую и не в областную казну, что, естественно, сказывается на дорогах, детсадах и многих других объектах социальной сферы, недостаток или плохое качество которых так тревожит горожан.
«Этой денежной массы нет в обороте области, она уходит на их [федеральных магазинов — прим.ред.] счета, — утверждает эксперт. Он также полагает, что для предпринимателей создано искусственное ограничение — получить «алкогольную» лицензию практически невозможно. — Если раньше предприниматель зарегистрировался как ИП, взял в аренду магазин, заплатил за лицензию положенный сбор и начал торговать, то сейчас необходимо вложить несколько сотен тысяч в уставной капитал и купить лицензию, которая стоит миллион. Много ли людей имеют возможность взять миллион и заплатить за право торговать алкоголем?»
Такого же мнения придерживается и владелец местной сети «Подсолнух» Алексей Важенин.
— Во всем мире количество федеральных или глобальных магазинов регламентируют. Например, в нашем городе 300 тысяч человек. Власть может сказать: у нас будет, условно, 20 «Магнитов», а остальное место будут занимать наши предприниматели. Кроме того, везде регламентировано также расположение магазинов — дверь в дверь не дают открывать ни аптеки, ни другие точки. У нас же все наоборот. Для малого бизнеса при таких условиях жизни нет.
Также он отмечает, что в малом бизнесе задействованы различные местные предприниматели — держатели логистических центров, складов, транспортных услуг, а в случае с федеральными сетями убытки приходится нести всем участникам цепочки.
«Малый бизнес — хребет любой экономики, — говорит Алексей Важенин. — Если малого бизнеса нет, то нет и занятости — на одном заводе все работать не смогут. В конечном итоге мы просто превратимся в рабочий поселок».
Пока оставшийся малый бизнес в Череповце существует за счет объединения своего оптового и розничного звена. Проще говоря, из привозимых 100 единиц товара 80 продается в розницу, а 20 отдается более мелким магазинчикам. В некоторых случаях, закрывая за невыгодностью розницу, предприниматель рано или поздно приходит к выводу, что содержать оптовое звено также невыгодно и совсем уходит с рынка.
А между тем в Череповце может стать на одного федерального «игрока» больше — есть данные, что в город планирует прийти сеть «Ашан».
Маргарита Назарова