За последние пару лет объемы продаж упали примерно в 1,5 раза.
При этом есть и обратная тенденция: в последнее время на некоторые модели даже появились очереди. Машин, которых делают не так много, клиенты готовы ждать по несколько месяцев. Говорит ли это об оживлении рынка, сказать трудно.
Хаос и истерия
Очередной кризис, разыгравшийся в 2014 году, ударил в том числе и по авторынку: покупать машины стали меньше. Свою роль сыграл скачок курса валют и связанное с ним подорожание автомобилей. К осени 2015 года ситуацию на этом рынке в России аналитики характеризовали как «хаос и истерию».
По данным Ingate Digital Agency, Россия покинула десятку крупнейших мировых авторынков, опустившись на 12 место (-4 позиции).
«Уходят марки, не сумевшие наладить в России производство, уходят банки с автокредитованием (в кредит покупалось до 40% автомобилей) или сильно сокращают свои программы, ужесточают требования к заемщикам. Наблюдается спад во всех сегментах, включая премиум-класс. Затишье в последнем не настолько критично, как в других сегментах — всего -22,6% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.), поскольку целевая аудитория меньше зависит от кризиса и сроки владения авто короче, чем в масс-маркет», — поясняют эксперты.
Машины такого класса покупают люди, имеющие привычку и возможности менять их с обновлением модели. Фото — Avto-Nomer.ru |
Дешевле не будут
Первичный рынок в Череповце сейчас переживает некоторый подъем, хотя в сравнении даже с 2014 годом поводов для оптимизма немного: если пару лет назад салоны продавали до 45 машин в месяц, то сейчас — порядка 30. Правда, предпочтения покупателей, по словам экспертов, «уже непонятны»: если еще год назад люди чаще выбирали машины бюджетные (до 600 тыс. руб., например, «Киа-Рио», «Шкода Рапид», «Хендай Солярис»), то теперь приобретают и более дорогие. Основной объем продаж идет в ценовом сегменте до 750 тыс.
— Понятно, что дешевле машины уже не будут, — сказал порталу Gorodche.ru руководитель отдела продаж автоцентра «Евразия Моторс» Алексей Григорьев. — Цены сейчас на определенном уровне и перспектив их падения нет. Позитивную роль играют госпрограммы — льготного кредитования и утилизации.
По словам Алексея Григорьева, люди стали активнее покупать и авто стоимостью по 1,5 — 2 млн. руб. На некоторые, особенно те, что выпускают ограниченными тиражами, стоит очередь. Например, модели КИА «Спортейдж» и «Оптима», заказав сейчас, можно забрать только в конце лета или осенью.
— Таких машин контрактуют по 3–4 штуки в месяц, — говорит менеджер. — Они бы вполне продавались, если бы были в наличии. Так как в наличии их нет, заказы сейчас принимают только на август-сентябрь.
Участники рынка не припоминают наличия очередей с 2013 года, когда относительно активно выходили новые модели. И не было такого кризиса.
Около 25–30% процентов покупок новых машин происходит при трейд-ин — обмене старого авто на новое. Что касается займов, то примерно 35% авто приобретают с использованием автокредитов. Реально же кредитных машин значительно больше: многие покупатели пользуются потребительскими кредитами, чтобы не переплачивать за КАСКО.
Б/у: динамика отрицательная
На рынке подержанных машин в Череповце ситуация, мягко говоря, не очень. Даже несмотря на то, что сейчас — самый сезон продаж.
Рынок подержанных машин в Череповце — экспонатов больше, чем покупателей. Фото Gorodche.ru |
— В последнее время динамика отрицательная, — пояснил порталу Gorodche.ru совладелец одного из авторынков Дмитрий Черняев. — В связи с тем, что ситуация в стране непонятная, в городе — тем более, люди стараются не делать крупные покупки. Сегодня человек работает на «Северстали» или еще где-то, завтра его могут сократить. У нас, например, если раньше люди все подряд сметали, брали даже мятые машины, то сейчас автомобилей переизбыток, и они не востребованы.
Между тем подержанные машины, продаваемые через автосалоны, по словам экспертов, не застаиваются. Правда, речь идет о салонах с небольшим оборотом — до 10–12 автомобилей в месяц.
Катастрофа еще возможна
Аналитики предрекают рынку автомобилей России дальнейшее падение.
Международное агентство Pricewaterhouse Coopers считает, что в 2016 году рынок легковых авто в РФ упадет на 14%. Прогноз продаж по стране — 1,1 млн. машин. И то в случае, если цены на нефть не упадут ниже и экономика больше не испытает шоков из-за обвала цен на нефть.
По данным портала 1gai.ru, если нефть будет дешеветь, ситуация и вовсе «может стать катастрофической».
Правда, агентство составило и оптимистичный прогноз. Он реален при улучшении экономической ситуации в стране в связи с удорожанием нефти до 50 долларов. В этом случае прогнозируется, что продажи авто в РФ упадут лишь на 10%, а объемы могут составить 1,2 млн. автомобилей за год.
Алексей Богомолов
Источник фото: Gorodche.ru