Бу Андерссон уже пакует вещи и после 7 апреля покидает Россию. Сегодня на АвтоВАЗе состоится заседание совета директоров, где объявят имя нового президента. Посему сезон мемуаров «Как всё было на самом деле» объявляется открытым.
Наши собеседники — белые воротнички, уволенные с АвтоВАЗа в последние месяцы. Несмотря на аннулированные контракты, о многом они говорить от своего имени не могут, поэтому общались на условиях анонимности. Верить сказанному или нет? Многие из описанных вещей я наблюдал лично, о другом слышал задолго до этого интервью. Послушайте и вы, пусть это очень большой текст и длинная история.
Белые воротнички
— Ты сам ушел или тебя ушли? Это какая-то оптимизация штата или не сошлись характерами с другими менеджерами? И в этой же связи глобальный вопрос: насколько реально сложна ситуация с массовыми сокращениями, как много было недовольных и правда ли кадровая политика Андерссона грозила социальным взрывом?
— Начну с конца. И Андерссон, и Катаржина, и Чемезов очень, очень, очень плотно следят за тем, что происходит в Тольятти и окрестностях. Логично: это их социальная база. Остальной стране глубоко наплевать, что там происходит, и это очевидно. На мой взгляд, со стороны управленцев непропорционально много внимания уделялось мониторингу ресурсов типа «ТЛТ Город» и всякого такого, где Бу поливают и костерят по каждому поводу. Они всех костерят. Это просто такие коммунистические гнезда, где КПРФ снимает сливки, пользуясь социальной напряженностью.
С рабочими пересекались мало, но примерно представляю, что они чувствуют. Маленький пример. Была на заводе такая многотиражка «Волжский автостроитель». Сейчас ее закрыли, потому что медиаактивами не может владеть лицо, на 2/3 принадлежащее иностранному капиталу. А АвтоВАЗ — как раз такое лицо, и получилось очень смешно: многотиражка крупнейшего отечественного автозавода не имеет права выходить, потому что формально он «иностранный». Но это не самое смешное.
Однажды там появилась реклама отеля Lada Resort (та самая «Фортуна») — «проведите незабываемый уикенд» и всё такое. Даже я удивился: откуда реклама заведения такого уровня в заводской многотиражке? Можно представить, что чувствует рабочий, видя такую рекламу отеля, уикенд в котором стоит его месячную зарплату.
Лучшего способа взбесить рабочих просто нельзя придумать. Люди наверняка удивлялись, мягко говоря. Напряжение наверняка было. И не только среди рабочих. Среди белых воротничков не меньше. То, что в течение ноября-декабря внезапно начал уходить разный народ, включая «приближенных к телу» специалистов типа Милана Смутны или вице-президента по кадрам Тимура Бутова, не могло не напрягать.
Милан Смутны (на дальнем плане справа), специалист по связям с общественностью. |
— Странно. Он с нами в Тоскане был в то же время примерно, весел и беззаботен.
— Милан стал первой ласточкой. Его голова полетела после эпизода, когда, по слухам, Чемезов выразился в адрес Андерссона как-то вроде: «Что это у тебя за чехи на заводе развелись?» — за точность цитаты не ручаюсь.
Дальше — больше, ну, и по удивительной закономерности увольняли нормальных людей, зато оставляли не самых лучших. Почему уволили того-то и того-то (и меня в том числе) — не понятно было никому. Лично никаких конкретных претензий не добился, чему и не удивился. Работа все это время шла вообще довольно бессистемно. Добиться стратегии и планов было нереально. Никакого планирования вообще не было — в коммуникациях уж точно. Непосредственно на производстве — не знаю, но в других сферах полный бардак. Что делаем? Зачем? Почему? Никакого осознания планов не было вообще.
Надо отдать должное, с большинством прощались по-человечески, хоть и резко. Закономерность увольнений только непонятна. Версия такая: к тому времени уже было понятно и Андерссону, и Катерине, что будет дальше, и они за собой разрушали всё, что можно было разрушить, сжигали мосты.
— Зачем жечь? Там какие-то скелеты в шкафу остаться могли?
— У меня — никаких скелетов. Про других не знаю. Может, к каждому могли быть претензии. Но как бы то ни было: у нескольких десятков — скелеты? Если у топ-менеджера претензии сразу к 70 сотрудникам, может, проблема не в них?
Pani Kateryna
Катаржина Матюшкова на заводе имела витиеватую должность «директор проекта по корпоративному развитию». Год назад Бу Андерссон назвал ее своей женой. |
— Неприязнь к пани Матюшковой так и сквозит! И задачи не ставила, и KPI не обрисовала. Чем она так насолила?
— Личные симпатии и антипатии — дело вообще десятое. Я отношусь к людям с профессиональной точки зрения. У Катерины подхода как будто не было: ни ожиданий, ни планов, ни обратной связи о тех проектах, которые созданы; никакого рационального фидбэка. Так работа не делается. Не перевариваю такой стиль работы: много вкусовщины, много решений типа «левая нога так хочет», много непонятных проектов с большими бюджетами, решений, принятых по принципу «потому что это красиво». Непридуманный случай: приносят два варианта макета на выбор. Катерина выбирает тот, который в тон платью. И это не всё: пару месяцев спустя в работу идет другой макет. Это как вообще?
— Интересная дама. Я в свое время копал, но дальше Нижнего Новгорода и частично Чехии не дошел. Знаю, что она была как-то связана с пиаром в НН, еще точно знаю, что в свое время она была аффилированна со «Шкодой». Но на каких-то не слишком высоких постах — за верстку буклетов отвечала или типа того. С чего вдруг мистер Андерссон решил, что человек с таким послужным списком сможет заправлять всеми внешними коммуникациями на заводе?
— Я знаю немногим больше. Даже не знаю, а слышал. Слышал, что они с Бу действительно познакомились на ГАЗе. Слышал, что работала в «Шкоде» уже тогда, когда Skoda переформатировалась под стандарты Volkswagen. Этот процесс более-менее похож на тот, который сейчас происходит на АвтоВАЗе под крылом Renault-Nissan. У Матюшковой есть релевантный опыт. Если бы не одно «но». В «Шкоде» в те годы она работала как personal assistant. Да, она была рядом, да, погружалась в процесс. Но она…
— …Секретарь.
— Ну, нет: всё-таки personal assistant — это больше чем секретарь.
— Тем не менее. Не по Сеньке шапка оказалась, когда Андерссон ее поставил на такой ответственный пост?
— Она убедила. Привела какие-то аргументы. И своих консультантов-чехов.
— На эту тему много спекуляций в духе «чехи и их интересы».
— Я ничего конкретного тебе не скажу — сам не знаю. Были чьи-то интересы — не были, понятия не имею. В интернете уже много версий: например, про Петра Линхарда говорили, про какие-то мутные логистические цепочки — повторюсь, я об этом ничего не знаю, никакой конкретики нет, одни сплетни.
Петр Линхард, вице-президент по проектам корпоративного развития и управлению цепочкой поставок. |
— В байки про Линхарда я лично не верю: знаю его со времен проекта VW на ГАЗе, а до этого он с командой с нуля делал завод VW в Калуге. Он мне кажется крепким специалистом по производству, на своем месте, и вряд ли после стольких лет он пустился в какие-то коррупционные схемы со «своими» логистическими компаниями.
— Не могу сказать ни да, ни нет. Всё, что я слышал про чехов, я слышал от третьих людей. Я ж, в общем, мелочь по сравнению с теми, кто поуходил в конце 2015 года. Одна только Кристина Дубинина чего стоит.
Кристина Дубинина
— Ее фамилию многие слышали, но она из информационного поля как-то быстро исчезла. Я так и не понял: был какой-то ее вклад в проект Vesta или она такой свадебный генерал, поставленный для красоты?
— Я думаю, нет. До АвтоВАЗа она была лидером шумного проекта Marussia, но не как технарь, а как менеджер. Сильный мотиватор, организатор. Умеет настроить людей на результат, дать им волшебный пендаль и поддерживать импульс этого пендаля с завидным постоянством. В отличие от Андерссона, она не раздавала люлей, исчезая потом в неизвестном направлении. Нет: раздала — и следит.
На АвтоВАЗе она появилась именно как лидер проекта Lada Vesta, ну а пресса любит ярких женщин, так что она приобрела очень много медийного веса, стала знаменитой.
Какое-то время она вроде даже была дружна с Матюшковой. Но пресса начала писать заголовки типа «Первая леди АвтоВАЗа Дубинина», «Мисс Лада Веста» и так далее.
Естественно, в какой-то момент Катерина приревновала. И Дубинину задвинули, а комментарии по проекту Vesta стал раздавать Груненков, хотя он к «Весте» не имеет отношения. Мое мнение, причина тут в банальной женской ревности.
Олег Груненков, директор проекта Lada Xray и один из ведущих инженеров АвтоВАЗа. |
— Удлиненную Lada Vesta Signature для VIPов, которой занималась г-жа Дубинина, тоже можно не ждать?
— Так вроде некому теперь проект развивать. Хотя это могла быть интересная вещь.
— Складывается ощущение, будто femme fatale подвела мистера Андерссона под монастырь. Или он промахнулся где-то еще и более глобально?
— Начну издалека. На АвтоВАЗе есть несколько системных проблем. Во-первых, всем на всё наплевать, кроме своей шкуры. Это у них прямо в ДНК. Все занимаются исключительно собственным гешефтом. Никто не думает об общем деле. Есть, конечно, какие-то люди, работу которых видно и которых можно уважать, тот же Солдатов, который организовал Центр удовлетворенности потребителей. Но такие люди — исключение.
Вторая проблема АвтоВАЗа в том, что нет никакой последовательности и взаимосвязанности. Там не то что правая рука не знает о действиях левой — там палец не в курсе, чем занимается соседний. Если только они не сплетничают в курилке и не дружат против третьего.
Нет никакой связности между проектами, которые предпринимаются. Единого мышления и стратегического видения нет как такового — как культуры, как последовательности. Никакого планирования вместе, никакой командной работы. Начальник сказал — все идут туда, начальник передумал — все идут обратно.
Итак, главной проблемой Андерссона я вижу вот что: человек, пришедший, казалось бы, из совсем другой культуры, из совсем другой атмосферы, не только не поспособствовал искоренению этого административно-командного метода планирования, но и укрепил его! К сожалению, вынужден сказать, межклановые войны при Андерссоне усугубились, как и общий хаос в действиях.
— Насколько в этом вина Андерссона? Как сильно он мог влиять на создание и укрепление новой команды, ведь на АвтоВАЗе исконно много всех этих кланов: есть Ростеховские интересы, есть рено-ниссановские, есть по-любому какие-то бандиты...
— Это не его вина. Это его свойство. Он же военный. Он иначе как административно-командно действовать, похоже, не умеет. Если уж говорить о вине, то это вина тех, кто его туда поставил. Если бы поставили какого-нибудь Грефа, то результат был бы другой. Мы уже видим, что происходит в «Сбере». Хотя я уверен, что там ситуация была и покруче. Андерссон же не смог быть другим.
Вторая проблема Андерссона в том, что, как и нынешние руководители страны, между профессионализмом и лояльностью он выбирает лояльность. Яркий пример опять же всё та же Катаржина: на такой высокий пост надо ставить человека, который в этом хоть что-нибудь бы понимал. А он, игнорируя здравый смысл, поставил рулить коммуникациями человека, которому он доверяет. А не профессионала.
— А каков его вклад в новую линейку ВАЗа? Есть две полярные точки зрения. Официальная: мол, команда Андерссона — большие молодцы и с нуля за полтора года запустили две новые модели. Мы, конечно, понимаем, что за год, два и даже три новые модели не получаются и большой задел был создан до Бу Андерссона. Вторая точка зрения: всё было сделано до него, он лишь присвоил себе все заслуги. Какая точка зрения ближе к истине?
— Да, Vesta возникла задолго до Андерссона. И даже чуть ли не до Комарова. Но есть большая разница между проектом и продуктом. Одно дело — инженерная разработка. Разработок у них всегда было полно, но мало что пошло в жизнь, все распихано по каким-то углам. Зайди в автовазовский музей — там полно обалденных проектов, каждый из которых был бы интересен. Но что из этого довели до ума?
Lada Xray Concept на Московском автосалоне 2014 г. |
Чтобы проект стал продуктом, нужно приложить административную волю, из задумок собрать продукт, который встанет на конвейер и пойдет в продажу. Здесь роль Андерссона неоспорима.
Андерссон — это человек, который дал проектам жизнь в виде продукта. Не говоря уже о том, что у него хватило ума не выпереть Стива Маттина. Вовремя понял, что без нормального дизайна это всё не живет вообще.
— А он хотел выпереть Стива?!
— Может, и нет, но отношения были натянутые. И чем больше Стив появлялся на людях, тем сильнее проявлялась медийная ревность Андерссона, который очень тщеславен, и Катерины, которая тоже очень тщеславна.
По поводу медийной ревности мои собеседники вспоминают историю с публикацией в тольяттинской деловой газете «Понедельник» о якобы преемнике — Михаиле Рябове. Говорят, Андерссон был так взбешен одной только мыслью о замене, что «карьере Рябова пришел конец». По иронии судьбы именно директора «Lada Ижевск» сейчас называют наиболее вероятной кандидатурой на пост преемника Бу Инге. |
— Раз уж заговорили про медийность. Много раз прозвучало: «Не было стратегии в коммуникации». Как я вижу эту стратегию. С середины 2014 года федеральные и тольяттинские СМИ забрасывались деньгами. Невооруженным глазом видно, кто сидит на контрактах и славит АвтоВАЗ. За счет охвата каждого в отдельности и всех вместе получается очень красивый информационный фон. Или я недооцениваю предсказуемость простоты и они все не на контрактах сидят, а из любви и патриотизма славят — как я, например?
— Я не видел ни денег, ни контрактов. Может, они где-то проходили — подтвердить или опровергнуть не могу. Но важны две вещи. Первое: заливание СМИ деньгами, чтобы они писали хорошо, — это не стратегия. Это как искать ключи под фонарем, потому что там светлее, а не потому что там потерял.
Второе. Вал публикаций про «Весту» как раз и создал проблемы АвтоВАЗу с продажами текущих поколений. Если делать по уму, стратегически выверенно, то столько пиара и освещения, сколько получила Vesta в 2015, делать было нельзя.
Наоборот: понимая, что это как «Айфон», который вытаскивает Apple, надо было хранить максимальнейшее молчание и подогревать интерес отсутствием информации.
А в результате беспрерывных анонсов Vesta к моменту запуска была чудовищно перепродана. Это свело на нет эффект от запуска и подкосило интерес к моделям предыдущего поколения. Люди ждали чего-то лучше, а не покупали «прямо сейчас».
— Г-н Чемезов ставит в вину Андерссону тот факт, что он отказывался от российских поставщиков в пользу иностранных, чем подорвал и без того трудное финансовое положение. Сам Андерссон говорит, что бился за качество, которого российские поставщики дать не могли. Что из этого правда?
— Практически ни одна «утренняя молитва» (планерки на конвейере в 6:45) не обходилась без обсуждения очередного факапа поставщиков: тут брак, там поставку сорвали, здесь чего-то не хватает. День через день факапы поменьше, и раз в неделю стабильно какой-то крупный факап с деталями.
Справедливо и то, что на поставках для АвтоВАЗа не просто целый регион жил — вообще много карманов набивалось на этой теме. Понятно, что всё это невероятно коррупционноёмко. Не удивлюсь, если и правда кто-то очень хотел Андерссона отодвинуть или убрать за то, что он перекрыл эти возможности. Или пытался перекрыть. Также очевидно, что нормальной промышленности, способной производить качественные компоненты, у нас нет. Наши «поставщики» — это слёзы.
— Про главу «Ростеха». Мистер Андерссон так явно и настойчиво подчеркивал свои с ним продуктивные отношения, что сразу было понятно: всё совсем наоборот. Я прав?
— Я уже говорил, что Чемезову приписывают весьма жесткие слова в адрес Андерссона и Матюшковой — вот эта история про обилие чешских специалистов на предприятии. Выводы сами делайте.
Источник фото: архив