Из цикла «О чём не напишут Колёса.ру»: Lada Vesta, находящаяся у нас в редакции на длительном ресурсном тесте, за месяц успела намотать без малого 6 000 километров пробега и даже побывать в сервисе.
«Впереди ДТП, писец федералке», — соседи по пробке под Чебоксарами начали искрометно шутить в «Яндекс.Картах». А было не смешно: глухая ночь, ДТП с тремя машинами (наглухо) впереди, больше тысячи километров до дома и снежная буря на подходе…
«Братан, как тачка?»
А начиналось все весело и позитивно за десять дней до. Человек в новой «Ладе» неизбежно и без конца отхватывает свои 15 минут славы. Каждые сто метров отхватывает. За одну поездку на работу можно нахвататься славы на всю оставшуюся жизнь. Что и говорить: даже если бы Филипп Киркоров разгуливал по улицам в своих развевающихся перьях, он бы не привлек и пятнадцатой доли того внимания, которое досталось мне в конце декабря.
— Братан, ну как тачка? — спрашивает у дома сосед на Passat CC.
— Ничего такая. Но твоя получше будет.
— Братан, как тачка? — не успел я отъехать от дома и 100 метров, как меня вновь окликают — в этот раз парень на «Королле».
— Ничего такая. Получше твоей будет.
— Братан, как тачка? — через два квартала интересно стало даже водителю «Хайлендера».
— Да нормально. А вы-то зачем интересуетесь? Неужели поменять готовы?
— Да нет, но просто интересно. У них теперь хоть на машины стало похоже получаться! Классно же выглядит!
На третий день макания в лучи славы я перестал обращать внимание на характерный жест рукой из соседних машин — ладонью вниз, типа, опусти окно, давай поболтаем. Нет, спасибо. Оставьте меня в покое. Смотрите, вон Филипп Киркоров приезжает на гастроли. Отстаньте.
Не отстали.
Бип-бип, иллюминация дальним, надоевший жест ладонью. Убавляю громкость, опускаю стекло — ба! Какая встреча. Школьный приятель из «Авенсиса» машет.
— Чё, как тачка?
— Да нормально.
— Получше «Солярисов» всяких?
— Во многом — да.
— Ну ладно, я почитаю.
Читай.
Будни «тазовода»
— Так ты теперь тазовод! — сезон искрометных шуток открылся задолго до 1 апреля. Но, как уже было сказано выше, Vesta — продукт постжигулевской поры и создан для постжигулевского сознания. Поэтому ощущения «Я в тазике» не возникает.
До поры до времени.
Отпираешь машину красивым ключом с выкидным «жалом», включаешь обогрев лобового, при этом печка дует, кресла жарят, магнитола поет по «Блютусу», кнопки на руле листают треки, обзор отличный, да и «шумка» приятная — цокот шипов об асфальт едва доносится.
По меркам класса Vesta — не таз. Немного побогохульничаю и сравню ее, пожалуй, с «Рапидом». А что? Пластмасса там и там дубовая, но качественная. Места там и там — как в ином бизнес-классе локальных авиалиний. Багажник в обоих случаях такой, что я никогда не придумаю, чем забить его полностью.
Но вот незадача. «Рапид» унаследовал шасси от Skoda Roomster («МакФерсон» от Polo спереди, балка от Golf IV сзади), а с этим шасси я знаком более чем хорошо. Два «Румстера» в моей семье отродясь не знали проблем с тормозами, а я не знал (даже примерно) схему крепления стоек стабилизатора. В случае с «Вестой» то и другое узнать пришлось довольно быстро.
Какофония пластмасс и стали
Вопросы стали возникать почти сразу. Просто потому что сразу стало холодно. Если кто помнит, под Новый год температура рухнула со стабильных -20 до -31 и ниже. Подарок судьбы! Мало какой полигон с морозильной камерой такие значения покажет. Но вместе с радостью пришли и вопросы. Первый и главный — как заводится? Нормально. После 15-часового простоя на -30 без движения Vesta нормально запустилась со второй попытки. Точнее, завелась и с первой, но тут же заглохла. На второй раз — норм.
Теплой машину не назвать. Помню, интеллектуалы пеняли современным турбомоторам на их слабую теплоотдачу, особенно на холостом ходу. А вот атмосферники, мол, другое дело! Не другое. Ниже -20 Lada Vesta прогревается очень своеобразно: на холостом ходу — практически не прогревается, хоть ты 5 минут стой, хоть 9 — стрелка ОЖ едва сдвинется с места.
В -30 еще хуже: на холостом Vesta, считай, не прогревается вовсе, но не хочет этого делать и под нагрузкой. Экспериментировал неоднократно: 5-минутный прогрев на месте, дальше трогаюсь без жесткой нагрузки на мотор и трансмиссию. Даже после 20–30 минут такого передвижения мотор едва-едва выходит на температуру 70°. Сами можете представить, каково при этом в салоне: печка дует весьма свежим воздухом. После 40 минут езды с нормальной нагрузкой можно выйти на рабочие 90°, а еще через 15–20 — расстегнуть пуховик.
К блоку климат-контроля нареканий по-прежнему нет: да, градусы не прописаны, но температуру добавляешь и убавляешь по своему вкусу весьма точно. А главное — вслепую: компоновка регуляторов очень удачная, добавить или убавить оборотов вентилятору можно, не отрываясь от дороги. Очень полезно в дальних путешествиях. |
В -20 дела обстоят гораздо лучше: климат в салоне смягчается уже после 4–5 минут прогрева на холостом и 10 минут езды с минимальной нагрузкой на мотор (не выше 3000 об./мин.). Через 20 минут теплом дует как надо.
При всём при этом Lada Vesta ухитряется греться в пробках! В диапазоне от -5 до -10 при долгих простоях температура ОЖ растет со штатных 90° до 110° и выше. Она бы в холода так прогревалась! Причину пока не нашли: визуально и бачок с охлаждающей, и термостат — в норме, доступ воздуха есть, радиатору забиться пылью или пухом еще неоткуда. Загадка, короче.
Обогрев сидений крайне неравномерный: жарит в основном в районе поясницы. Выше и ниже тепла немного. |
А еще в морозы Vesta запела. Уже от -15 начинает издавать скрипы центральная консоль, что неудивительно: пластмасса-то жестче санкций Украины! Обыватель порой недоумевает, почему журналисты пеняют машинам на отсутствие мягкого пластика? Так потому и пеняют: консоль из какой-нибудь вспененной пластмассы на морозе издает существенно меньше звуков, нежели консоль из пластмассы системы «Чебурашка» — помните такие игрушки в советском «Детском мире»?
При температуре ниже -30 трещать начинает не только консоль, но и обшивки дверей. Что логично: я тоже на таком морозе звенеть начинаю, это нормально. Ненормально то, что звенит при этом и вся подвеска по кругу. Пока трещал уральский холод, на звуки от подвески я особо не обращал внимания — «Форды» и «Шевроле» на таком морозе тоже постукивают. Хуже то, что стуки не прошли и в период оттепели. Как и скрип передних тормозов слева на малом ходу. Когда оттепель затянулась, а стучать и скрипеть меньше машина не стала, визит в сервис больше не оттягивали.
Беглый осмотр независимым экспертом (визит к официалам за итоговым вердиктом еще только предстоит) показал: рычаги подвески в норме, рулевые тяги в порядке, сайлентблоки и другие демпфирующие элементы — ОК. Источник стуков — стойки стабилизатора, они же «линки» (вертикальная деталь на фото ниже):
Визуальных деформаций на деталях нет, умерли сами «шары» — соединения. Причем у обоих линков сразу! Они-то и люфтят при проезде неровностей, и издают тот самый стук. Далеко идущих выводов делать не буду, все-таки машина в нашем гараже — из числа предсерийных. Но если учесть, что оба линка умерли разом, а первые звуки от них датируются ~3000 километров, то вопросов к поставщикам АвтоВАЗа как минимум больше одного. На плохие дороги или криворукую езду списать износ стоек стабилизатора сложно, на общий пробег — тем более. Достаточно будет сказать, что лично-служебный Solaris отбегал в свое время 85 000 километров и был продан пусть с надорванным бампером, зато с родной подвеской в сборе. Где у него там линки, я даже выяснять не собирался.
Проблем сзади осмотр не обнаружил: пружина и амортизаторы целы, и даже проводки ABS не надорваны. С тормозами и их скрипом еще не разбирались — пусть разбирается авторизованная дилерская станция. Я же перейду к промежуточным итогам.
Цена вопроса
В плане стоимости владения Lada Vesta пока что видится весьма бюджетным вариантом. Например, она чертовски экономичная.
В стабильном смешанном цикле Lada Vesta показывает расход от 6,5 до 7 литров на 100 км пути. Когда в режиме движения становится больше городской толкучки, то расход подрастает до 8 литров на сотню. Что тоже смешно.
Пересчет по чекам подтверждает расчеты бортового компьютера: за 5 678 километров мы сожгли 441,75 литра АИ-95. То есть в среднем по 7 с небольшим литров на сотню.
На мойке пока что можно экономить за счет экзотичности автомобиля. Я, например, беззастенчиво вру, что по размерам она как «Приора», и мне моют кузов за 370–390 рублей.
В остальном Vesta держится на уровне конкурентов: ОСАГО, например, выходит в 8 895 рублей при условии, что страховка оформлена на одного человека в возрасте от 23 и со стажем от 3 лет. На сервис пока что ушло 200 рублей — символическая плата друзьям в сервисе за осмотр подвески, стоимость обслуживания у ОД еще только предстоит выяснить.
Из 6 941 км общего пробега 5 678 — наши. С учетом страховки, моек и топлива стоимость владения пока колеблется на уровне 4,3 руб./км. К 10 000 км, думаю, это значение вырастет до 6–6,5 руб./км. |
Поведение Lada Vesta в дальней дороге — предмет отдельного и обстоятельного разговора. В новогодние праздники мы намарафонили свыше 3 200 километров без остановки с небольшим перерывом на поспать. Там было всё: и экстренные торможения, и «лосиные тесты», и схватка со снежной бурей над М7, и неравная борьба с удмуртскими ямами, в которой проигравший — колёсный диск.
Ощущения на финише странные: есть много всего, за что в «Весту» можно влюбиться. И есть кое-что, что раздражает неимоверно. Детальнее расскажем чуть позже.
Текст: Кирилл Зайцев |
Источник фото: Николай Ковалевский