17 мгновений Сочи: Путин, Квят, дискотека 90-х и другие интриги российского этапа «Формулы-1»

Как быстро разобьет машину Пастор Мальдонадо? Через сколько метров после старта умрет мотор у Red Bull? C каким отрывом опять победит Льюис Хэмилтон? Гран-при Сочи обещает стать самым интригующим в сезоне.

Льюис Хэмилтон лидирует в личном зачете с отрывом от ближайшего преследователя в 48 очков. Mercedes AMG в Кубке конструкторов — с отрывом в 169 очков. Значит ли это, что не надо включать телевизор или (тем более!) не лететь в Сочи на II в истории Гран-при России? Конечно, нет! Гоночный уикенд стартует ровно через неделю — уже 8 октября. В преддверии этой даты мы нашли по меньшей мере 17 причин не пропустить это событие.

Болеть за Квята и…

В прошлом сезоне молодой уфимец заставил о себе говорить, проводя раз за разом сильные гонки. На домашнем этапе он даже было квалифицировался пятым, но финишировал далеко не так феерично. Тем не менее успехов Даниила хватило с запасом для того, чтобы его перевели из Toro Rosso в старшую команду.

Квят не подвел: несколько боевитых гонок с прорывами из конца пелетона и несколько неожиданный, хоть и вполне заслуженный, подиум в Венгрии. В личном зачете Квят идет восьмым с 66 очками в запасе, всего на 7 очков отставая от опытного партнера по команде и на 22 очка опережая ближайшего преследователя. Кто знает, где был бы Даниил, если бы мотор Renault выдавал чуть больше мощности, чем на стоковом «Логане»?

…молиться за Квята

Одна из немногих интриг сезона — что будет с четырежды чемпионской командой Red Bull Racing, за которую, собственно, наш Даниил и выступает. С начала сезона команда из Милтон-Кинса без конца ругалась на своего поставщика моторов (Renault), что привело к расставанию с французскими мотористами.

Типичное поведение моторов Renault в этом сезоне.

Юмор в том, что новых поставщиков Red Bull себе не нашли: переговоры с Mercedes и Ferrari ни к чему не привели, слухи о приходе в F1 концерна Volkswagen с последующим выкупом «Красных быков» споткнулись о дизельный скандал. Поэтому Гран-при Сочи может стать для российских болельщиков последней возможностью увидеть старшую и младшую (Toro Rosso) команды Дитриха Матешица на стартовой решетке. Будущее Даниила в этой связи тоже выглядит подвешенным.

Забыть его имя

Гран-при Сочи вообще будет богат на расставания. Так, после разрыва с Red Bull в Большие призы хочет вернуться Renault — не в качестве поставщика моторов, а в роли заводской команды! А это значит, что Lotus F1 снова уходит в историю.

И пусть в свой последний приход этот «Лотус» не имел ничего общего, кроме раскраски, с тем «Лотусом» — легендарной командой Колина Чэмпмена — этих ноток ретро многим будет не хватать.

Пугаться Мальдонадо

Ну, а пока Lotus еще не превратился в Renault F1, у Пастора Мальдонадо есть шанс напоследок расколотить 4–5 болидов с черно-золотой ливреей. В текущем сезоне на его счету уже три крупных аварии, пять сходов, и никто не может гарантировать, что сочинский этап обойдется еще без одной.

Сказать «оревуар» Грожану

Кстати, Пастор — пока единственный подтвержденный пилот еще Lotus' a: его напарник Ромен Грожан следующий год начнет в статусе лидера новообразованной команды Haas F1 из Соединенных Штатов. Так что Гран-при Сочи — одна из последних возможностей посмотреть на борьбу талантливого француза в середине пелетона. Кто знает, на каких позициях Haas F1 начнет будущий сезон? Вполне может быть, что они, подобно сегодняшнему McLaren, затеряются в последних рядах и в объективы камер будут попадать только случайно.

Ce n’est qu’un au revoir… «Это только «до свидания». Такими словами команда из Энстоуна проводила Ромена, который в 2016 лучшей доли будет искать с американскими дебютантами.

Искать «Марусю»

Если кто-то продолжает высматривать в пелетоне «российскую команду», то зрите в самый хвост. «Производитель спорткаров» Николая Фоменко полтора года как мертв, одноименная формульная конюшня де-факто тоже. Но в протоколах новоявленный Manor до сих пор значится под именем Marussia Ferrari и даже едет где-то. Между предпоследним и последним местами.

Команда прошла нетривиальный путь от проекта эпатажного Ричарда Брэнсона (Virgin Racing), которому быстро надоело спускать миллионы в уничтожитель денег под названием «Формула-1». Зато нашлись другие мечтатели с толстыми кошельками: музыкант и тамада Фоменко уговорил миллионера Андрея Чеглакова инвестировать в команду F1. Впрочем, с теми же, что у Брэнсона, успехами. Кстати, Андрею Чеглакову многие из нас обязаны счастливым детством: это его команда вывела на рынок приставку Dendy — клон старой «нинтендовской» консоли Famicom. Но автоспорт оказался сложнее: в нем не 8 бит, а гораздо больше.

Защищаться по-русски

Гораздо больше российского не в болидах Manor, а у Scuderia Ferrari. Точнее, в разработке их болидов и в функционировании команды на Гран-при. Там за безопасность «Скудерии» отвечает отечественная компания — «Лаборатория Касперского». Безопасность информационную: охраняют от взлома и атак конкурентов.

Все начиналось со спонсорства и маааленького логотипа, затерянного где-то на понтонах или крыльях болидов. Год за годом спонсорский контракт Kaspersky Lab рос (вместе с логотипами), пока не превратился еще и в технологическое партнерство. Которое все еще в силе, несмотря на крайне сложную экономическую ситуацию.

Александр Моисеев, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Европе:

 — На спорте в целом кризис сказался, но незначительно: аудитория всегда огромная, и интерес к гонкам, и охват аудитории остается на неизменном уровне. С точки зрения маркетинга мы стабильно получаем медийное покрытие, кроме того, активно используем возможности этого сотрудничества для повышения лояльности наших клиентов, партнеров и прессы. Ferrari признает, что из всех спонсоров команды «Лаборатория Касперского» использует максимальное количество всех инструментов и возможностей.
По линии технологического сотрудничества мы запустили несколько проектов, начиная от защиты всего периметра безопасности «Феррари» (включая сборочный конвейер) и заканчивая нашей постоянной совместной работой над решениями по безопасности, в том числе работаем с телеметрическими данными автомобилей.

В этом году Ferrari уже взяли три победы, и даже расслабившийся было Кими Райкконен регулярно гуляет по подиуму. Может, потому что конкуренты перестали воровать у «Скудерии» гениальные идеи или удалось отбиться от бесконечных DDoS-атак, мешавших в прошлом? Этот человек явно что-то знает:

Смеяться и плакать над «Хондой»

Скорее даже второе: все шутки давно кончились. Как и оправдания команды: сначала они обещали прийти сразу конкурентоспособными, потом обещали бороться за подиумы уже в середине сезона, которая следом превратилась в «конец» сезона. В то же время стало очевидно, что просто попадание в очковую зону — уже счастье. Да и до нее еще доехать надо — по пути пробуя опередить ну хотя бы «Марусю».

Одним словом, дела у McLaren-Honda обстоят не просто плохо, а безобразно, отвратительно и провально. Тандем, два десятилетия назад подаривший миру дуэль Сенны и Проста, сейчас борется с аутсайдерами за попадание во второй сегмент квалификации и за жалкое очко на финише. За несколько этапов до конца сезона на счету их пилотов (двукратного и «однократного» чемпионов мира!) 11 и 6 очков соответственно. А еще — 13 сходов на 14 этапах.

Рычать за безопасность

В Сочи на Гран-при F1 состоится финал очень своеобразного флешмоба — Roar For Life («Рёв за жизнь»), в ходе которого порядка 100 000 человек (включая звезд вроде Максима Виторгана) рычали, имитируя звук мотора, снимали это на видео и выкладывали в соцсети с хэштегом #ROARFORLIFE. Инициаторами кампании выступили благотворительный фонд «Живой» и команда F1 Williams Martini Racing. Чего хотели добиться? Привлечь внимание людей к ответственному вождению. А на Гран-при Сочи еще и перечислить 3 миллиона рублей фонду «Живой» на благотворительность — поддержку текущей деятельности фонда и создание образовательного фильма об ответственном вождении в России…

Если ответственное вождение вам не чуждо и вы хотите привлечь к этой проблеме внимание, то что надо делать? Рычать в камеру и выкладывать в соцсети! Все логично.

Ждать чуда

Себастьян Феттель отстает от Льюиса Хэмилтона на 59 очков, от Нико Росберга — на 11 очков. Конечно, на первый взгляд Mercedes AMG в этом году недосягаемы, но кто знает? Впереди еще 5 гонок, и собери Себастьян в них золотые и серебряные подиумы — сможет заработать от 90 до 125 очков. Конечно, при условии, что у Росберга будет барахлить мотор, а у Льюиса сбоить тормоза. Увы, статистика не в пользу Себастьяна: у «Мерседесов» на двоих завидная надежность и всего два схода за весь сезон. Но в любом случае математическая борьба за титул еще не окончена.

Напрягать память

«Формула-1» — это не только гонки, но и обширный экшен на протяжении всего уикенда. Гостей Сочи, по традиции, ожидают звезды отечественной и мировой эстрады. В прошлом году зажигал Ленни Кравиц, на этот раз то ли кризис внес коррективы, то ли просто мы чего-то не понимаем в поп-трендах. Короче, хедлайнером главного концерта выступит Натали Имбрулья. Если вам не меньше 30, то можете напрячь память и вспомнить нетленку «Torn».

Не вспомнили? Ну и не напрягайтесь: еще будут «А-Студио» и группа с милым для Пастора Мальдонадо названием «Дискотека авария».

Пополнять лексикон

Поведение Кими Райкконена сильно отличается от принятого в спорте высших достижений. Например, только он один позволяет себе в прямом эфире употреблять слова и словосочетания с участием «fuck» и производных.

Все мы помним его эпические перебранки с инженером в Абу-Даби-2012 («Leave me alone, I know what I' m doing!» / «Оставь меня в покое, я знаю что делаю!») или в Индии-2013 («Don' t fucking shout at me» / «Ну-ка не ори, б*#ь!») В Монако-2015 Кими в очередной раз проехал с огоньком: «What the fuck is this Marussia doing?!» / «Какого $#& эта Маруся вытворяет, а?!» — злится обычно хладнокровный финн.

Кстати, чемпион мира 2007 года не всегда такой бука. Судя по «Инстаграму*» его женщины, Кими прилежный и любящий отец, а не тот смурной алкоголик, который падает с яхт в Монако. Более того, Кими умеет шутить и улыбаться, а его словарный запас существенно шире, чем «Yes», «No» и  «I Don' t know», которые мы привыкли слышать от него. На закрытой вечеринке перед дебютным Гран-при Сочи из Кими удалось вытянуть гораздо больше слов. Год спустя, наверное, уже можно, не таясь, показывать широкой публике то подпольное видео.

Гордиться

По итогам прошлого года глава всея F1 Берни Экклстоун вручил организаторам Гран-при Сочи приз как лучшим дебютантам. И вручил заслуженно: Сочи-2014 прошло настолько гладко, как не проходила даже церемония открытия Олимпийских игр. Там хотя бы кольцо не раскрылось, а тут даже и посмеяться не над чем.

Любителям разговоров про «распилы» и «тупых, криворуких русских»: накануне дебютного Гран-при Кореи на отдельных кусках трассы еще не был уложен асфальт, не доделана инфраструктура, а в первых пятничных практиках пилоты ездили по грязи с близлежащих газонов. В Сочи ничем подобным не пахло: идеальный асфальт в три слоя лежал между идеально уложенных поребриков и отбойников, а все это сопровождали идеально обученные волонтеры и охраняли казаки и идеально круглые краснодарские полицейские.

Жариться

В Сочи обещают +20 на припеке и столько же в море. Кто остается у телевизоров… Наши соболезнования!

Кланяться

Интрига интриг Сочи-2014 — визит Путина. Будет или нет? В субботу ходил слух: точно будет! В воскресенье над паддоком разнеслось: «Не придёт!» А он взял и пришел. И даже вручил кубок за первое место подданному Британской империи, проживающему в княжестве Монако. По-царски вручил.

Злые языки потом говорили, что Хэмилтон в ответ якобы не подал руку. Вранье: подал. Ждать ли главу государства на подиуме в этом году — вот вопрос вопросов! Остальные действующие лица и события этого уикенда более-менее понятны за неделю до старта Гран-при.

Льюис, обернись: ты не туда кланяешься!

Услышать «Ррррассия два» над подиумом

Когда на дебютном Гран-при Сочи этот человек поднялся на подиум, кто-то удивился. Брать интервью у пилотов после финиша — прерогатива совсем других людей: князей, шейхов, ветеранов F1, Арнольда Шварценеггера на худой конец. Но для популяризации автоспорта вообще и «Формулы-1» в частности в нашей стране этот человек сделал едва ли не больше, чем все промоутеры с миллионными бюджетами вместе взятые.

Человек. который два с лишним десятка лет провел у микрофона, помнит каждый из поулов Михаэля, каждую победу Култарда, знает наперечет всех пилотов NASCAR и нет-нет да припомнит какой-нибудь из финишей Карлоса Сайнса. Это Алексей Попов, и он, как никто другой, заслужил честь подняться на подиум вместе с призерами для традиционного блиц-интервью. Кто знает, может, и в этом году «Голос Формулы-1» выйдет за пределы телетрансляции?



Источник фото: архив



*Организация запрещена на территории РФ


На эту тему:
Еще дешевле: стартовали продажи билетов на «Формулу-1» в Сочи
«Огромные проблемы с электроникой»: российский пилот «Формулы-1» завершил сезон на 7-м месте