Недавно в чешских Квасинах с конвейера сошел последний Roomster — супердолгожитель по автомобильным меркам: 9 лет в строю! Если брать во внимание только нормальные авто (а не вазовскую «классику»), то дольше держался только Volvo XC90.
Уникумам вообще сложно. Вот если ты прямоугольный и с кучей хрома, то обречен на успех. Если задорный и концептуальный, то будешь прозябать на складах годами. История знает и обратные примеры, но на каждый успешный Nissan Juke всегда найдется два FIAT Multipla и по три Vel Satis.
«Румстер» (по крайней мере в России) не взлетел. Да и не мог. Во-первых, он не седан. Во-вторых, он не Toyota. А к чешским универсалам у нас внимание пониженное. Что, впрочем, не отменяет его гениальности.
Рожденный как шутка юмора про самолетик, пририсованный к домику, автомобиль все-таки увидел свет. В жестких корпоративных границах унификации Volkswagen-Audi Group вещь неслыханная. Но чехам почему-то дали добро.
Технически они его лепили из того, что было. А это передняя подвеска от старого Polo и задняя подвеска от 4-го еще поколения «Гольфа». Решение настолько гениальное, что впоследствии было растиражировано VAG на Polo sedan и Rapid.
Почему гениальное? Задняя колея «Румстера» шире передней. Поэтому он а) необычайно просторен сзади; б) едет как не каждому спорткару дано. Вот спереди — «Фабия» «Фабией», а сзади — и вагон, и лимузин в одном флаконе. С таким запасом места ты быстренько захочешь личного водителя, а сам полюбишь ездить, развалившись, вытянув ноги и глядя в панорамную стеклянную крышу.
Еще одна гениальная инновация «Румстера» — его система трансформации салона. Кресла складываются каждое отдельно, да еще и по частям, да еще и сдвигаются, и вынимаются полностью. Материнская компания это дело подглядела и утащила себе в Touran. |
Но не каждый вагон с панорамной крышей умеет так вкусно и залихватски ехать! Шут с ним, багажником и задними креслами! Инженеров с их идеей разноширокой колеи надо благодарить за то, как этот высокий и нелепый с виду универсал стоит на дороге. Как влитой стоит! Найди ему дугу покруче, дай короткий импульс рулем — и он лихо забросит внутрь мордочку, да понесется по ней так, что тихоходам и убогим лучше убраться с дороги куда подальше.
В этой связи «Румстеру» что до, что после рестайлинга остро не хватало хорошего мотора. В наших краях его продавали с линейкой агрегатов от «Фабии» — а это «сразу-умертвите-меня-1,2», «разбудите-меня-1,4» и «да-я-шумный-зато-бессмертный-1,6». После модернизации в 2010-м Roomster получил турбированный 1,2 TSI в паре с DSG, но характера ему это не придало — такое ладное шасси умеет переваривать гораздо больше, и этого больше оно достойно.
Единственное достоинство мотора, например, 1,6 серии BSE — его безоговорочная живучесть, граничащая с бессмертием. Уничтожить двигатель у Roomster можно только в том случае, если снять его, начать колотить кувалдой, поливая при этом серной кислотой. В остальном — полоборотные пуски до -36 включительно, веселый рокот после 4 000 об./мин. и достаточно уверенный прогрев салона.
Экономичным 1,6 BSE не назвать, но для своих объемов и мощности, да еще и в паре с АКПП, нареканий не вызывает. Девочки в загородном цикле укладываются даже в 6,7 л на 100 км. К топливу движок неприхотливый — доволен и паспортным АИ-92. Но разница с хорошим АИ-95 заметна: работа тише, набор оборотов с 1 по 4 тысячу по тахометру более бодрый.
За всю карьеру автомобильного журналиста я не встречал автомобиля прикольнее. Чтобы за земные деньги был просторнее бизнес-седанов, рулился азартнее хот-хэтчей, влезал на стандартную ячейку паркинга с запасом, перевозил телевизоры с метровой диагональю, обходился в копейки при обслуживании — и все это в одно и то же время!
Поэтому когда встал вопрос о свадебном подарке супруге, он как бы даже и не вставал — был сразу решен. Только найти Roomster в модификации Scout — та еще задачка. В городе дореформенных экземпляров было продано 4, еще столько же рестайлинговых. Каждый на вес золота, и с каждым хозяева не спешат расставаться.
А всего с 2006 по 2015 год Roomster нашел по миру 370 000 хозяев. Далекий от рекордных показатель, но любим-то мы его не за сухие цифры, а за стремление быть единственным в своем роде универсальным оригиналом и оригинальным универсалом.
Оттого так жаль, что он уходит. Конечно, вернется. В виде перелицованного Caddy или Touran, более «каблучковый» по сути и, наверное, не таким харизматичным. На платформе MQB и с полным набором всефольксвагеновских турбомоторов. Квадратный или даже прямоугольный. Унифицированный по максимуму. И вряд ли с колеёй разной ширины.
Скука.
Skoda Roomster: история
Если верить дизайнерской байке, то Roomster родился как ироничный рисунок, на котором к домику был пририсован самолет. Как-то так и получилось в итоге.
На концепте середины нулевых Roomster представлен как непропорциональное сочетание чего-то с чем-то и большой площадью остекления.
Эта диспропорциональность дожила до серийного воплощения. Правда, без неразрезного заднего дивана — им на смену пришли те самые раздельные кресла.
За счет хитрой компоновки инженерам удалось максимально приподнять задний ряд, в итоге пассажиры мало того что смотрят поверх голов передних седоков, так еще и над своими головами имеют колоссальный запас воздуха.
Интерьер — в отличие от техники — был максимально унифицирован с «Фабией». Соответственно, и «детские болячки» у них одинаковые. Например, свистящий вентилятор отопителя. Лечиться не лечится — только меняется и у той, и у другого.
Одновременно с ней же Roomster пережил рестайлинг в начале 2010 года: новая оптика, руль, панель приборов. Схематичные такие перемены.
На родине Roomster
Несколько лет назад мы побывали на заводе в Квасинах — там, откуда выходят Yeti, Superb, а скоро еще и пойдет новый кроссовер SEAT. «Румстер» уходит в историю, но 9 лет его конвейерной в жизни запечатлены в цифре.