Они ссылаются на положительный опыт Германии и напоминают о подобной практике в СССР.
Российские эксперты в области подготовки водителей поддержали идею выдавать водительские права с 16 лет, пишет «Российская газета». По словам члена совета по профессиональному транспортному образованию при министерстве транспорта РФ Вячеслава Максимычева, в советские годы в стране было такое понятие, как юношеские права.
Их можно было получить в 16 лет, пройдя соответствующее обучение в юношеских автошколах. Ограничения на молодых водителей накладывались те же, что сейчас в Германии в отношении 17-летних водителей: рядом с молодым автолюбителем должен сидеть родственник с правами, у которого стаж управления не менее 3 лет и нет грубых нарушений. Практика показала, что юные водители практически не попадают в аварии. А начав ездить самостоятельно, они совершают меньше аварий, чем те, кто получил права позже.
С советских времен в России можно учиться на категорию «В» с 16 лет, получить свидетельство об окончании автошколы и только через полтора года идти в ГАИ на экзамен, а к тому времени все навыки, полученные в автошколе, пропадут. Однако возникает вопрос о качестве подготовки самих водителей. Сейчас этот вопрос стоит более чем остро. На подготовку водителя отведено 156 часов. Из них 50 часов практики, оставшиеся — теория.
Но на деле не во всех автошколах соблюдают эти требования. В некоторых якобы автошколах обходятся четырьмя часами лекций по теории. Кроме того, существует экстернат. То есть кандидат сам где-то чему-то научился и пошел сдавать экзамен самостоятельно. Происходит это из-за огрехов законодательства. Нет четких и жестких требований к автошколам, к их преподавателям и программам. Нет также жестких требований к экзаменаторам и экзаменам.
В Германии благодаря полному пересмотру системы подготовки водителей за 20 лет умудрились сократить количество погибших на дорогах почти в шесть раз — с 22 тыс. человек в год до 3700.
По мнению Вячеслава Максимычева, нам необходимо в первую очередь поднять требования к приему экзаменов на права. Только эти требования должны быть прозрачными. Возможно, даже ввести платный экзамен. Тогда автошколам придется в любом случае подтянуть уровень подготовки, чтобы потом не отвечать, в том числе и деньгами, за некачественное обучение.
Кстати, интересен для России и другой опыт автомобильной Германии. Там за грубые нарушения правил дорожного движения начисляются не только денежные штрафы, но и штрафные баллы. Они называются пунктами. Набрал 18 баллов-пунктов за год — и лишаешься прав на год. Эта система действует долгое время и доказала свою эффективность. Она служит прекрасной превентивной мерой против лихачества.
Татьяна Шутылева, президент Федерации объединений автошкол:
— Молодые люди легче обучаются и лучше воспринимают все опасности на дорогах, так что противопоказаний для возвращения юношеских прав в России нет. Однако нам необходим отдельный самостоятельный закон о подготовке водителей, в который будут входить требования к автошколам, их преподавателям, экзаменаторам и самим экзаменам. Этот закон позволит объединить и регулировать все ведомственные и нормативные акты.