Срок службы таких трасс возрастет в 3-5 раз, а водители будут получать электронные предупреждения о знаках, состоянии полотна, пробках и авариях.
Около 100 млрд рублей будет направлено на строительство в России современных дорог. Однако эксперты опасаются, что вложенные миллиарды не будут потрачены с максимальным эффектом, пишет «Российская газета». Чтобы не разбрасывать деньги на ветер, авторы проекта предлагают применить нанотехнологии и новейшие электронные системы.
Главным доводом скептиков является то, что сегодня российские дороги строят по стандартам 60-х годов прошлого века. Они рассчитывались на нагрузку 5-тонных самосвалов. Сейчас трассы забиты огромными грузовиками, в том числе 40-тоннными фурами, которые разрушают дороги. В ведущих странах мира трассы строят именно под таких тяжеловесов.
В связи с этим в России стартовал пилотный проект «Инновационные дороги». По планам, он позволит увеличить долговечность дорог в 3–5 раз, в 10–15 раз сократить потребление энергии (на освещение), в 3 раза уменьшить массу конструкций (мостов, ограждений и т.д.). Кроме того, разработчики уверены, что новые стандарты позволят в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность на дорогах.
Александр Наумов, координатор проекта «Инновационные дороги» от «Роснано»:
— К примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика, добавленные в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращают образование трещин и разрушений, повышают прочность, улучшают сцепление, снижают вибрацию.
Кроме того, по словам Наумова, на дорогах установят «умные» знаки, которые будут общаться с водителем.
Александр Наумов, координатор проекта «Инновационные дороги» от «Роснано»:
— Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди — ограничения по скорости, крутой поворот и т.д. Такой сигнал водитель ни в коем случае не пропустит.
Для экономии энергии в лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Кроме того, они будут питаться за счет энергии Солнца, запасенной в аккумуляторе в течение дня. Изменится и дорожная инфраструктура: столбы и отбойники из композитного материала в случае удара погасят его силу и скорость. Последствия аварии окажутся менее тяжелыми.
Управлять новыми дорогами будет интеллектуальная система управления транспортом. Она сведет к минимуму злополучные пробки, сократит число аварий. Для этого по всей длине трассы установят множество самых разных датчиков и камер наблюдения для постоянного контроля за происходящим на дороге. Помогать в работе системы будет ГЛОНАСС.
Интеллектуальная система будет предлагать водителям наиболее выгодный для них маршрут, с учетом аварий на трассе, пробок, строительных работ, различных ЧП. Информация, как и от дорожных знаков, будет поступать на интеллектуальную бортовую систему, установленную на автомобиле, или на световые табло.
Александр Наумов, координатор проекта «Инновационные дороги» от «Роснано»:
— А еще интеллектуальная система сможет выявлять автомобили, не прошедшие техосмотр, не получившие страховку, находящиеся в розыске и т.д. Кроме того, она предупредит о всех опасностях, которые могут возникать при движении, например, надвигающемся ухудшении погоды. На трассах будут установлены специальные антигололедные распылители, которые включатся по команде интеллектуальной системы.
Разработчики уверяют, что концепция «Иновационной дороги» уже готова, ее авторы готовят технические задания. Затем состоится конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап — тиражирование лучших научных и технических решений.