Гонка за 22 миллиарда: смотрим за кулисы Гран-при «Формулы-1» в Сочи

Первое в истории гран-при F1 России отгремело, но! Сегодня мы проведем вас по тем местам, куда не всех пускают и которые редко попадают даже в кадры телетрансляций.

600 миллионов долларов. Именно в такую сумму, если верить слухам из паддока, обошлось первое в мировой истории Гран-при России. Даже по самым скромным подсчетам, по курсу полугодовой давности — это больше двадцати миллиардов рублей.

Что ж, одно радует: организован праздник был на все деньги. То есть идеально: ни журналисты, ни гости, включая иностранцев, так и не нашли, к чему придраться. Хотя нет. Мне показалось, что в паре мест плитка уложена с сантиметровым зазором. А, и еще: волонтеры говорили на английском с недостаточно кембриджским акцентом.

Трибуны, несмотря на цены билетов от 1500 до 200 000 рублей, были забиты битком. Говорят, часть билетов в качестве жеста доброй воли ушли краснодарским бюджетникам бесплатно. Но даже с учетом этого факта посещаемость была более чем приличной.

Я не припомню ни одного столь же тщательно организованного, безопасного, четкого мероприятия. Тем более — такого масштаба: за спокойствием на улицах и дорогах следили тысячи камер и полицейских, волонтеры шустро разруливали все спорные моменты, тайминг гоночного уикенда соблюдался неукоснительно и секунда в секунду. Самая скромная оценка иностранных гостей: «Ожидали, что будет хуже». А финские, например, болельщики даже не говорили — только визжали и улюлюкали. В принципе, им положено: они редко бывают трезвы.

Тщательность подготовки видна, например, по таким нюансам, как парковка для колясок у трибун. Все чин чином: бирки, отдельная, огороженная территория. Всё для удобства.

Увидев такую чистоту и порядок на улицах, король Бахрейна спросил у самого объективного и достоверного собеседника, хорошее ли это дело — инвестировать бахрейнские деньги в Сочи? Путин, не кривя душой, ответил: «Конечно».

Для обывателя гонка — это то, что показывают по телевизору. На самом деле команды приехали собирать свои моторхоумы прямо из Японии, сразу после финиша Гран-при на Сузуке.

Все свое ношу с собой: у Scuderia Ferrari даже перевозная и легко сборная курилка имеется.

На каждый Гран-при Pirelli привозит порядка 1 800 покрышек. В этот раз резина — последнее, что заботило команды: покрытие «Сочи Автодрома» настолько идеальное, что износ был минимальным. Еще после тренировок команды говорили, что реально проехать весь этап без пит-стопов. Но как минимум один раз надо заехать по правилам.

Задолго до старта ждут своего часа маршалы, которые выходят на трассу в случае аварии. Их помощь потребовалась по ходу заездов младших гоночных серий — GP2 и GP3.

После страшной аварии Жюля Бьянки FIA перестраховывается и по каждому, даже мало-мальскому, поводу зазывает на трассу Берндта Майландера и его машину безопасности.

Только глядя вживую, понимаешь, насколько тяжелая у Майландера работа: ему приходится вести свой могучий SLS на пределе каждый круг, в то время как даже младшие «формулы» накатывают и накатывают — настолько велика разница в темпе между дорожной машиной и гоночной.

Пока Майландер водит за собой юных пилотов, в боксах команд F1 кипят предстартовые процедуры: машины собирают и готовят к гонке.

В боксах Ferrari с утра пораньше корпят над машиной Фернандо Алонсо. Вокруг болида Кими Райкконена — тишина. Неудивительно, что один потом финиширует на несколько позиций впереди второго.

Источники из Ferrari говорят, что оба болида — Кими и Фернандо — одинаковые до последнего винтика. А в том, что финн едет слабее испанца, винят самого Кими. «Понимаешь, — говорит мне человек «Скудерии», — болид — он как кроссовки: они тоже всегда одинаковые, но одному к ноге подходят идеально, а второму чего-то не хватает. Кто в итоге быстрее пойдет?».

Многие процедуры отрабатываются еще до старта уикенда. Например, пит-стопы. Зрелище, кстати, интересное: на отработку пит-стопов в пятницу собралась огромная толпа болельщиков.

Переднюю часть машины поднимают вот таким хитрым домкратом. Стрелка — чтоб механики не ошиблись, видимо.

В моторхоумах команд тем временем атмосфера расслабленная: вечно последние пилоты Caterham не спеша потягивают кофе у всех на виду:

Остальные прячутся в домик — слишком уж много внимания от прессы. Не просто звездой, а суперстаром проснулся в воскресенье Даниил Квят. Феноменально квалифицировавшийся уфимчанин накануне получил от министра спорта обещание: финишируешь в первой пятерке — дадим заслуженного мастера спорта. Не дали.

Еще один россиянин в F1 — Сергей Сироткин. В прошлом году ходили слухи, что он получит место в основном составе команды. Но то ли денег у его спонсоров не хватило, то ли руководство Sauber остановил юный возраст пилота, но всё что ему пока светит — контракт тест-пилота. В этом году Сергей садился за руль дважды, в Сочи на свободных заездах он показал только 17-е время. В принципе, на большее сегодняшний «Заубер» не способен.

Нашлось место в паддоке и первому российскому пилоту F1 — Виталию Петрову. Правда, на этот раз только в роли комментатора. Уроки мастерства Виталий походя берет у «Рррассииидва, голоса «Формулы-1» — Алексея Попова.

Первое, чему научил Попов Петрова, — быстро бегать, чтобы не упустить ничего важного. Ну, он и побежал:

Никуда не спешит и не суетится Ники Лауда — трехкратный чемпион «Формулы-1», легенда легенд. Человек, буквально восставший из пепла шесть недель спустя после страшной аварии на Нюрбургринге. О тех драматичных событиях повествует шедевральный фильм Рона Ховарда, в российском прокате шедший под нелепо-попсовым названием «Гонка».

Поодаль парой держатся два француза — Роман и Жан-Эрик. У одного будущее в «Формуле-1» туманно, у второго — еще туманнее. Наш Квят их Верня обскакал по многим позициям. В итоге Даня идет на повышение в Red Bull, Жан-Эрик готовится уступить место другому новичку — Максу Ферстаппену.

Старт непосредственно самой гонки предваряла шоу-программа, которая по размаху, конечно, уступает открытию Олимпиады в Сочи, но по зрелищности и накалу дает фору другим церемониям открытия Гран-при F1.

Режиссерам открытия удалось главное: щегольнуть национальным колоритом, не скатившись в пошло-лубочное убожество «совка» и матрешек.

Какой Гран-при без кубанских казаков?!

Невычурно, но со вкусом: гимн России пели казаки, они же скакали с нагайками и саблями, а надо всем этим кружила пилотажная группа «Русь», рисуя в небе Сочи ванильное сердечко.

Месседж всему миру предельно понятен: мы вообще-то сердобольные и приветливые. Но истребители наши всегда наготове! Так. Между прочим.

Когда отгремел михалковский гимн, и растаяли в небе следы, понеслась гонка. С традиционным парадом пилотов перед стартом.

Кими Райкконен о чем-то шушукался всю дорогу с Себастьяном Феттелем. В принципе, есть что обсудить: Себ папой уже стал, Кими — только готовится. Ну, и едут оба в этом году невзрачно. Много общего, короче.

После парада все пилоты выстроились полукругом и взялись за руки — в поддержку Жюлю Бьянки, который борется за жизнь в японском госпитале.

Владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун по-отечески обнимает нашего Даню. Загодя приметил в нем чемпиона мира и взял под протекцию?

Поддерживали Бьянки почему-то под пение российского гимна. Из всех собравшихся только Квят знал слова и мелодию. Хотя по интервью складывается ощущение, что проживший большую часть жизни за рубежом, Квят по-русски разумеет все труднее и труднее.

Президент Международной автомобильной федерации (FIA) Жан Тодт приехал в Сочи и вместе с гонщиками позировал под пение гимна. Случай, к слову, редкий: Тодт своим присутствием чтит далеко не каждый Гран-при.

Что до самой гонки, то она напоминала какое-нибудь гран-при Монако времен царствования все того же Тодта, Брауна и Шумахера. Кто как квалифицировался — тот так и финишировал. По крайней мере, в первой тройке.

Росберг вскоре после старта вырвался было на первое место, но очень скоро его отдал, заехав на пит-стоп. Этого хватило Хэмилтону, чтобы оторваться и не дать подойти к себе даже на расстояние вытянутой руки.

Квят ожидаемо растерял квалификационное преимущество, провалившись вглубь пелотона — туда, где и место его машине. На старте замешкался Кими Райкконен и был вынужден пропустить несколько машин. В дальнейшем ему не хватило скорости, чтобы хотя бы начать атаки на соперников. Так и финишировал с малыми очками за душой.

Несмотря на лучший мотор, неуверенную гонку провел Фелипе Масса — сказывается «Синдром Вторикелло». На финише он уступил больше 3 секунд напарнику, который поднялся на подиум.

Пилоты «Уильямса» выступали в Сочи без названия титульного спонсора команды: реклама алкоголя по телевизору у нас запрещена.

С вершины трибун за действом наблюдали первые лица всего. В числе гостей замечены Козак и Путин. король Бахрейна и Кобзон, Пригожин с Винокуром и Медведев с женой.

Дмитрия Медведева за что-то отсадили от VIP-гостей подальше: большую часть гонки он наблюдал за ходом поединка из отдельной ложи. Периодически удаляясь и оставляя супругу в одиночестве.

Первым клетчатый флаг увидел ожидаемый Хэмилтон.

Росберг потерял столь важные для борьбы за титул очки, но делал вид, что все ОК:

Льюис в сторону напарника по команде даже не смотрел, ликующе жестикулируя и заранее продумывая подпись к фото для «Инстаграма*».

А наверху их уже поджидала дюжина русских красавиц, шампанское и Путин.

Символично: первые лица обычно вручают награды победителям в монархических странах: Монако, Бахрейн, ОАЭ. Всем понятно, в какому мы ряду?

Знаете, как отличить финна на подиуме? Пока все шампанским брызгаются, они его уже пьют. Боттас не исключение.

Появление Путина ни разу не случайно и не похоже на импровизацию. Хотим мы того или нет, но ВВП вписал себя в еще одну страницу истории: первый гран-при формулы-1 прошел при его царствовании. И место на этом подиуме он за собой застолбил заслуженно.

Кирилл Зайцев

Сочи, октябрь 2014 г.

Фото автора





*Организация запрещена на территории РФ


На эту тему: