Олроуд кросс-кантри-скаут: первый тест-драйв Lada Kalina Cross

Очередные новости импортозамещения: у России теперь тоже есть свой универсал повышенной проходимости.

«… Мы внесли свыше 900 платформенных изменений, и теперь нам не очень стыдно за наши автомобили… Ой, точнее, нам вообще не стыдно за наши автомобили! А сейчас выпустим Vesta и Xray — так вообще задрав нос ходить будем», — Олег Груненков, директор проектов Kalina и Granta, красноречив и информативен. Что ж, Олег Евгеньевич. После двух дней в степи с новой Kalina Cross мне тоже не очень стыдно за АвтоВАЗ. А выпустите Xray и Vesta — так вообще гордиться буду.

Уже начинаю. Например — скоростью выхода новых моделей и модификаций. Я столько инфоповодов из Тольятти за последние годы не припомню. А уж скорость реакции так и вовсе неожиданная. Kalina Cross родилась всего за 12 недель — именно столько времени прошло с момента инвестиций в проект и до той минуты, когда готовый автомобиль, пройдя все сертификационные процедуры и испытания, встал на конвейер.

На ВАЗе говорят, что такой продукт для них во многом эксперимент. Они хотят заскочить в достаточно пустую нишу городских кроссоверов, где в этом ценовом диапазоне есть только китайские Geely MK Cross и Chery Indis, о которых инженеры и испытатели из Тольятти говорят преимущественно сквозь зубы. Вдумчивый читатель воскликнет: «А как же Renault Sandero Stepway?». Вот и мы воскликнули. Но «Степвей» — это другая ценовая ниша, 500000+. «Калину Кросс» же на старте выставили за 409 000 и повышать не собираются. Ну, и Sandero все-таки другой.

Например, Kalina Cross — универсал. И только: целесообразность выпуска хетчбэка Cross пока в стадии обсуждения. Создатели считают, что этот автомобиль заинтересует людей, которые любят и хотят ездить далеко от города и нуждаются в соответствующем пространстве для багажа. А в хетчбэке типа Sandero Stepway много не увезешь — это сугубо городская машина, но с претензией.

Интерактив: внешние отличия Kalina Cross от универсала «просто Kalina»

Еще с момента первого показа автомобиля больше всего вопросов вызывал интерьер: уж больно вычурны оранжевые вставки в салоне. Знаю, что наши дилеры после предпоказа автомобиля минувшим летом просили их убрать — несолидно смотрятся. Но на АвтоВАЗе решили оставить. По той же самой очевидной причине: вычурно.

«Нам хочется, чтобы о нашей машине говорили, чтобы она бросалась в глаза в салоне и чтобы в автосалоны людей приводила», — говорит мне Олег Груненков. И добавляет, что дилеры из разных регионов действительно давали неоднозначную обратную связь по внешнему виду салона: кто-то даже предлагал делать цвет вставок разным в зависимости от региона продажи. Так, Татарстан бы получил интерьер с зелеными пятнами, а северные регионы — с серебристыми. Но на старте решили оставить как есть.

Интерактив: Lada Kalina Cross изнутри

На что еще ушли 12 недель разработки? Это только кажется, что можно приподнять машину проставками в гараже — всего-то и дел. Ан нет: изменение клиренса потребовало перемен в настройках подвески и ее конструкции. Здесь газонаполненные амортизаторы и иные пружины. Ход на сжатие увеличили, на отбой — наоборот, уменьшили. Все для лучшей геометрической проходимости и пущей энергоемкости на крупных ухабах. Чуть возросла угловая жесткость подвески — чтобы гасить боковые крены при возросшем центре тяжести.

Это — технический ликбез. А как оно работает? Не всегда и не во всем так, как хотелось бы. Для проверки всего и вся у меня было два дня и бескрайняя казахская степь со всеми возможными типами дорог, какие только бывают.

Ровный асфальт

Реально неглубокие крены. Машина ровно идет, почти не гудя трансмиссией и мотором. Мотора в 87 сил вполне хватает для бодрых светофорных стартов, а вот тормоза — дьявольски тяжелые. Эту проблему я отмечаю еще со времен первых экземпляров «Гранты» и обновленной «Калины». Инженеры уверяли меня, что в конструкцию тормозов внесена масса изменений (новые колодки, иной усилитель), но…

Педаль все такая же неинформативная, в первой фазе хода почти ничего не происходит. Чтобы замедлиться как следует, надо основательно утопить среднюю педаль. Получается очень такой неплохой тренажер для ноги. На загородных трассах с осадкой машины проблем не возникает, но в городском режиме — с частыми циклами замедления и разгона — приходится изрядно попотеть.

Асфальт разной степени убитости

Да, я понимаю, что это неизбежный компромисс: увеличивая ход сжатия, не получится не уменьшить ход отбоя. Что из этого вытекает: Kalina Cross дотошно считывает весь профиль дороги, звонко лязгая подвеской на всех выступающих неровностях, какие встретит на своем пути. «Дын-дын-дын-дын» — это Калина едет по «лунной дорожке» какой-то богом забытой и годами нелатаной трассы.

Аналогии с семейством «Логан»/«Сандеро» неуместны: у них терпимость к мелким дефектам полотна более сильная.

Зато на высоких скоростях видна вот эта работа над угловой жесткостью подвески: крены даже в затяжных поворотах минимальны, а налетающие порывы бокового ветра не срывают машину с курса. Ни на миллиметр.

Еще по-хорошему впечатлил вазовский 8-клапанник. А другого мотора пока нет, но не стоит печалиться. При загрузке «три мужика + полный багажник тяжелой аппаратуры» мы выходили на обгоны без всякой опаски.

Наш походный набор из пяти рюкзаков, двух штативов, одного чемодана, кофра и ящика с дорожным скарбом в багажник влез без проблем. Для универсала всего-то лишь В-класса кладовка достойная.

Если сравнивать с другими хетчбэками В-класса — например, «Рио»/«Солярисом», то возможности 87-сильного мотора «Калины» вполне на уровне возможностей их 107-сильных движков. У «Кросса» вполне достойный крутящий момент и адекватные, своевременные отклики на акселератор. Так что крутим до 4500–5000 оборотов — и нет никаких проблем при обходе фур и других тошнотов.

Неприятно огорчил расход топлива: при непрерывном трассовом пробеге расход не падал ниже 7,5 литров на сотню. Это если вообще экономить. А так — 7,8 л/100 км — норма. Лить, по паспорту, не хуже АИ-95. Чем мы и занимались.

Стала меньше гудеть трансмиссия. Нет, если бросить газ резко, когда на тахометре свыше 3000 оборотов, шестеренки зайдутся в конвульсиях и скрежете. Но при линейном ускорении и на переходах вниз гула стало гораздо меньше, чем было. Шум от коробки чуть режет уши после 5 000 оборотов, но это не те завывания, которые были на «Грантах» и «Калинах» первых лет выпуска.

В остальном шумоизоляция на троечку, хотя от сверхбюджетной машины большего и не требуется: не гремит полка, еле слышно гудят покрышки, подвывает моторный отсек, а после 100 км/ч еще и ветер со стороны крыши.

Управляется Kalina Cross надежно, хоть и без изысков: чувствительность руля слабенькая, при отклонении на малые градусы колеса практически не поворачиваются, зато при отклонении на более весомые углы реакция машины точная, а сама она дает вполне явную обратную связь от колес. Если не ждать от нее точности и скорости реакции как у BMW, то — годится!

Пересекая местность

А как там, собственно, Cross? Ведь Kalina с таким именем под легкое условное бездорожье и затачивалась. Вазовцы, кстати, в определении аккуратны и деликатны: называют машину даже не «универсалом повышенной проходимости», а «универсалом с повышенной геометрической проходимостью». И тут не врут ни словом: угол въезда по сравнению с простым универсалом вырос на 1,8 градуса, съезда — на 2,4 градуса.

Клиренсу в разгруженном состоянии позавидуют иные кроссоверы — 20,8 см, равно как и клиренсу под полной загрузкой — 18,3 см. За счет такой приподнятости серьезно поменялся радиус проходимости. Иными словами — то, что Kalina Cross может пропустить под брюхом, под стандартным универсалом бы не пролезло.

В плане геометрии нам Kalina Cross более чем понравилась: условные «сугробы во дворе» и крупные ухабы по пути на дачу преодолеет легко и непринужденно. Пытаюсь вспомнить хоть один случай касания днищем или передней губой земли — и не могу. А ведь мы на ней прыгали по трамплинам в степи и штурмовали косогоры. Тут-то и помогает тот самый увеличенный ход сжатия подвески: даже при попадании в крупные ямы или при приземлении на нос после небольшого трамплина наш «Кросс» до земли не достает.

Случалось и вывешивать по диагонали, куда уж без этого! Во время легендарных «Братюнь, проедь еще разок вон там для пары дублей» чего только не случается. Так, например:

Ничего страшного: поболтали колесами в воздухе несколько секунд, покачались туда-сюда — да и спрыгнули. Даже на таком сложносочиненном рельефе ни задом не задели, ни передним бампером не чиркнулись. Так что про «повышенную геометрическую» проходимость вазовцы не наврали — она тут есть, и для пересеченной местности сгодится.

Что до полного привода, то идея воткнуть его в «Калину» витает в тольяттинском воздухе еще со времен первого поколения модели. Экономическая целесообразность такого проекта просчитывается до сих пор, ибо чудес не бывает: за 400 с небольшим тысяч полноприводных машин нет, а если есть — это другие деньги. По всей видимости, не стоит ждать и полноприводный Xray, который изначально позиционируется как «городской кроссовер». А вот нечто побольше, да на базе «Дастера», как я понял из бесед с инженерами, — будет. Но — позже. Пока важно запустить «Калину Кросс» и посмотреть на реакцию публики.

Что до реакции журналистов, то нам машина приглянулась. Да, не идеальная, местами шумноватая, в большинстве случаев — тряская. Но как интересный вариант для молодой семьи, ведущей активный образ жизни, автомобиль вполне интересен. Меня только смущает всего одна подушка безопасности в комплекте. Говорят, вторую не стали устанавливать из-за желания уложиться в жесткий бюджет. Как по мне, то безопасность — явно не то, на чем стоит экономить.

За кадром

Как бы в продолжение моих сомнений по части безопасности коллеги устроили на дне пересохшего озера импровизированный краш-тест: взяли да и положили автомобиль на крышу. На удивление, все живы, здоровы, а сам автомобиль после кувырка, считай, вообще не пострадал: чуть помялась верхушка, да отвалилось зеркало.

В это же самое время другая группа решила проверить, сможет ли моноприводный универсал сначала зарыться, а потом самостоятельно выехать из песка. Внезапно — не смог! Пришлось откапывать и тянуть.

На этом фоне наши с товарищами приключения с распоротым в боковых скольжениях колесом смотрятся детскими шалостями:

Из этого можно сделать три вывода последовательно:

  1. Нельзя на полном ходу при полностью вывернутых колесах давить на тормоз — полетишь кубарем через крышу;
  2. Не надо на моноприводном легковом автомобиле соваться в глубокий песок — зароешься и не вылезешь.

Третье… Ну, колесо распороли. С кем не бывает? Особенно ради красивого-то кадра!

Что-нибудь восторженное хочется сказать про Астану, которая в ночи похожа на Абу-Даби где-нибудь в районе Корниш-роуд. Но нравы местной полиции и чудовищно утомительные перегоны между степями и городами запомнились больше. Особенно стражи порядка, которые, по-моему, вобрали в себя все самое плохое, что приписывают дорожной полиции: жлобство, жадность, наглость и цинизм. Мой совет: соберетесь в Казахстан на колесах — штудируйте местный КоАП. Шить лишение уже при превышении скорости на 10 км/ч тут умеют мастерски, а вот на козыряние знанием законов реагируют трусливо и моментально.

И ведь даже на сто раз зная про это, едут в те степи и особенно к озерам массово. Одни — за уникальной рыбалкой, другие — кататься на кайте, ибо дует.

С этой точки зрения берега озера Балхаш — одного из крупнейших озер в мире — идеальны: о вкусе местной рыбы легенды ходят за тысячи верст отсюда, а дует так, что даже в юрте не спасешься.

Главное — помнить, что проезд к этим местам преимущественно платный: приготовьте заранее купюры для дани полицаям.

Lada Kalina Cross: выводы и ТТХ

Нам нравится возросшая геометрическая проходимость, проделанная работа над ошибками, энергоемкая на крупных ухабах и ямах подвеска, эргономика, сочетание цены и качества
Нам не нравится неудачное кресло водителя, дряблая на мелких неровностях подвеска, тяжеленные тормоза

 

Технические характеристики Lada Kalina Cross с мотором 1,6 л и MT
Двигатель Бензиновый
Число и расположение цилиндров 4 в ряд
Рабочий объем, см³ 1 596
Макс. мощность, л.с./об./мин. 87/5100
Макс. крутящий момент,
Нм/об./мин.
140/3800
Привод Передний
Коробка передач 5-ступенчатая механическая
Передняя подвеска независимая, пружинная
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза Дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Максимальная скорость, км/ч 165
Время разгона 0–100 км/ч, с. 12,2
Снаряженная масса, кг 1 160
Длина/ширина/высота 4104 / 1700 / 1560
Клиренс 208
Шины 195/55 R15
Объем багажника, куб.дм 355
Расход топлива, л/100 км
городской цикл н.д.
загородный цикл н.д.
смешанный цикл 7,2
Емкость топливного бака, л 50

 

Кирилл Зайцев

Алматы — Астана, сентябрь 2014 г.

Фото автора, Андрея Иванова и АвтоВАЗ